Портрет издавна считался изображением шута Петра I Ивана Александровича Балакирева (1699–1763). С таким определением он и поступил в Русский музей вместе со всей знаменитой коллекцией князей Лобановых-Ростовских. Идея такой атрибуции, видимо, принадлежала известному художественному деятелю М. П. Боткину, который и был посредником при покупке коллекции (Косолапов 1995. С. 154–158). Однако уже в первом каталоге Русского музея это определение было подвергнуто сомнению (Врангель 1904. С. 322–323). Позднее портрет был известен под разными названиями, а с 1950-х годов осторожно назван «Портретом старика в красном кафтане» работы неизвестного художника. Полвека назад появилось предположение о принадлежности картины кисти Г. Гзеля, а в недавнее время была сделана попытка увидеть в изображенном сподвижника Петра Я. В. Брюса (Коваленская 1960. С. 307–308; Хилимончик 2002. С. 123–134).
Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 90.
For many years, the portrait was considered to be a picture of Ivan Balakirev, the fool of Peter the Great (1699–1763). It was acquired by the Russian Museum with the attribution as a part of the famous Lobanov-Rostovsky collection. Apparently, the attribution was suggested by the notorious art collector Mikhail Botkin, who acted as intermediary when the collection was purchased. However, the attribution was already in question in the Russian Museum’s first catalogue. After that, the portrait was known under different names; and in the 1950s it was cautiously titled “Portrait of an Old Man in a Red Coat“ by an unknown artist. Half a century ago, it was suggested that the painting was painted by Georg Gsell, and recently, a new theory emerged suggesting that the person depicted is Jacob Bruce, an associate of Peter the Great.