Врубель М. А., Абрамцевская керамическая мастерская

Камин "Вольга и Микула"


По эскизу 1899

Майолика, цветная глазурь. 246 х 295

Пост. в 1927 из ГМФ


Мамонтов и Врубель ввели в моду майоликовые камины с росписями цветными глазурями. В основу одноименных каминов «Вольга и Микула» из коллекций ГРМ и ГТГ легла композиция нижегородского панно, переработанная с учетом размеров и специфики функций каминов. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 11.

В основу камина „Вольга и Микула“ легла композиция нижегородского панно, переработанная с учетом размеров, специфики функций камина, его существования в пространстве интерьера. Учтено, что его фасад собирается из множества (более 100) частей-изразцов разной конфигурации и величины. Работу Русского музея отличают мощь и красота форм, убедительность деталей и целого, гармоничное сочетание архитектурно-скульптурного начала и звучной живописи. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21–22.

Впервые камин был экспонирован на выставке „Мир искусства“ в 1900 году. Монументальное панно набрано из 130 различных по форме и размеру плиток, каждая из которых соответствует определенной детали композиции. / Елена Иванова, Леонид Матвеев // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 297.

В монументальном, героизированном ключе, с четким членением цветовых зон решены композиции двух каминов на тему былины о Вольге и Микуле. В основе их композиции не конфликт, а — примирение пахаря и воина. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.

Произведение создано художником по мотивам русской былины новгородского цикла "Вольга и Микула Селянинович". Она послужила для художника литературно-поэтической канвой для воплощения образа русского народа. Главной сюжетной линией произведения становится не конфликт, а примирение воина Вольги и пахаря Микулы Селяниновича. Великих богатырей связывает общая земля, ее сила и мощь.

В основе композиции камина "Вольга и Микула" – Нижегородское панно, переработанное с учетом специфики функций камина, его существования в пространстве интерьера. Монументальное полотно набрано из 130 различных по форме и размеру плиток, каждая из которых соответствует определенной детали композиции. Впервые камин экспонировался на выставке "Мир искусства"  (1900).

Камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» был выполнен по эскизу художника в нескольких экземплярах — между ними есть небольшие различия в цвете и некоторых деталях рисунка и декора. Предположительно, таких каминов было сделано около семи штук. 

Один из них, экспонированный в 1900 году на Всемирной выставке в Париже (камин «Вольга и Микула»), к гордости Мамонтова, был куплен для подношения французским академикам (Арензон Е. Р. «Абрамцево» в Москве // Музей-10. М., 1989. С. 98).

Майолика Михаила Врубеля. Екатерина Амфилохиева

 

     Камин "Микула Селянинович и Вольга" из собрания Третьяковской галереи (Подробнее см. на сайте "Моя Третьяковка")

 

       Рассказ о камине из собрания Всероссийского музея декоративного искусства (проект "Артефакт").

Врубель Михаил Александрович
1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").

Vrubel M. A., Abramtsevo Pottery Workshop

Камин "Вольга и Микула"


По эскизу 1899

, .


Мамонтов и Врубель ввели в моду майоликовые камины с росписями цветными глазурями. В основу одноименных каминов «Вольга и Микула» из коллекций ГРМ и ГТГ легла композиция нижегородского панно, переработанная с учетом размеров и специфики функций каминов. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 11.

В основу камина „Вольга и Микула“ легла композиция нижегородского панно, переработанная с учетом размеров, специфики функций камина, его существования в пространстве интерьера. Учтено, что его фасад собирается из множества (более 100) частей-изразцов разной конфигурации и величины. Работу Русского музея отличают мощь и красота форм, убедительность деталей и целого, гармоничное сочетание архитектурно-скульптурного начала и звучной живописи. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21–22.

Впервые камин был экспонирован на выставке „Мир искусства“ в 1900 году. Монументальное панно набрано из 130 различных по форме и размеру плиток, каждая из которых соответствует определенной детали композиции. / Елена Иванова, Леонид Матвеев // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 297.

В монументальном, героизированном ключе, с четким членением цветовых зон решены композиции двух каминов на тему былины о Вольге и Микуле. В основе их композиции не конфликт, а — примирение пахаря и воина. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.

Произведение создано художником по мотивам русской былины новгородского цикла "Вольга и Микула Селянинович". Она послужила для художника литературно-поэтической канвой для воплощения образа русского народа. Главной сюжетной линией произведения становится не конфликт, а примирение воина Вольги и пахаря Микулы Селяниновича. Великих богатырей связывает общая земля, ее сила и мощь.

В основе композиции камина "Вольга и Микула" – Нижегородское панно, переработанное с учетом специфики функций камина, его существования в пространстве интерьера. Монументальное полотно набрано из 130 различных по форме и размеру плиток, каждая из которых соответствует определенной детали композиции. Впервые камин экспонировался на выставке "Мир искусства"  (1900).

Камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» был выполнен по эскизу художника в нескольких экземплярах — между ними есть небольшие различия в цвете и некоторых деталях рисунка и декора. Предположительно, таких каминов было сделано около семи штук. 

Один из них, экспонированный в 1900 году на Всемирной выставке в Париже (камин «Вольга и Микула»), к гордости Мамонтова, был куплен для подношения французским академикам (Арензон Е. Р. «Абрамцево» в Москве // Музей-10. М., 1989. С. 98).

Майолика Михаила Врубеля. Екатерина Амфилохиева

 

     Камин "Микула Селянинович и Вольга" из собрания Третьяковской галереи (Подробнее см. на сайте "Моя Третьяковка")

 

       Рассказ о камине из собрания Всероссийского музея декоративного искусства (проект "Артефакт").

Vrubel Mikhail Alexandrovich
1856, Omsk - 1910, St Petersburg

Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library