Врубель М. А., Абрамцевская керамическая мастерская

Весна


1899–1900

Майолика, восстановительный обжиг, цветная глазурь с золотистым отблеском. 34,8 x 47 x 23,5

Пост. в 1938 из Кустарного музея, Ленинград


Впечатления от любимой музыки Николая Римского-Корсакова, так же как и от весенней сказки «Снегурочка» Александра Островского, старинной былины о Садко Врубель претворил в полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». Полуфигуры «Девушка в венке (Снегурочка)» (ил. 227), «Весна», «Царь Берендей», «Морская царевна (Волхова)», «Садко», «Морской царь», порой существующие в нескольких вариантах, разнятся друг от друга колоритом. Благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и «неправильно» покрывающей поверхность, скульптуры обретают дополнительные черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 11.

Крупнейший мастер модерна, Врубель разнообразно проявил себя в декоративно-прикладной сфере 1890-х, активно сотрудничая с Ф. О. Шехтелем в его постройках. На изысканные интерьеры „нового стиля“, на их столы, полки и камины были рассчитаны его полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок „Садко“ и „Снегурочка“ (конец 1890-х – 1900). <…> Существующие в нескольких вариантах, произведения разнятся колоритом и особенностями поливы. Рассчитанные на существование в интерьере, они архитектоничны, то остры, то мягки или плавны по очертаниям. Исполненные лиризма и мужественности образы благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и „неправильно“ покрывающей поверхность фигур, обретают дополнительной черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.

Исполнена под впечатлением оперы Н. А. Римского-Корсакова „Снегурочка“, постановка которой состоялась в Русской частной опере С. И. Мамонтова. / Елена Иванова, Леонид Матвеев // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 297.

Внутри карандашом: Московская губерния Абрамцево Мамонтова.

Врубель Михаил Александрович
1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").

Vrubel M. A., Abramtsevo Pottery Workshop

Весна


1899–1900

, , . 34,8 x 47 x 23,5


Впечатления от любимой музыки Николая Римского-Корсакова, так же как и от весенней сказки «Снегурочка» Александра Островского, старинной былины о Садко Врубель претворил в полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». Полуфигуры «Девушка в венке (Снегурочка)» (ил. 227), «Весна», «Царь Берендей», «Морская царевна (Волхова)», «Садко», «Морской царь», порой существующие в нескольких вариантах, разнятся друг от друга колоритом. Благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и «неправильно» покрывающей поверхность, скульптуры обретают дополнительные черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 11.

Крупнейший мастер модерна, Врубель разнообразно проявил себя в декоративно-прикладной сфере 1890-х, активно сотрудничая с Ф. О. Шехтелем в его постройках. На изысканные интерьеры „нового стиля“, на их столы, полки и камины были рассчитаны его полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок „Садко“ и „Снегурочка“ (конец 1890-х – 1900). <…> Существующие в нескольких вариантах, произведения разнятся колоритом и особенностями поливы. Рассчитанные на существование в интерьере, они архитектоничны, то остры, то мягки или плавны по очертаниям. Исполненные лиризма и мужественности образы благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и „неправильно“ покрывающей поверхность фигур, обретают дополнительной черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.

Исполнена под впечатлением оперы Н. А. Римского-Корсакова „Снегурочка“, постановка которой состоялась в Русской частной опере С. И. Мамонтова. / Елена Иванова, Леонид Матвеев // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 297.

Внутри карандашом: Московская губерния Абрамцево Мамонтова.

Vrubel Mikhail Alexandrovich
1856, Omsk - 1910, St Petersburg

Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library