Самохвалов Александр Николаевич

Девушка в футболке


Год создания: 1932

Размер: 102 x 64

Техника: Холст, масло


Портрет, экспонированный в 1937 году на Международной выставке в Париже и отмеченный золотой медалью, принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве, является вехой в творчестве его автора. Возгласом „брависсимо“ приветствовал работу И. Э. Грабарь, известный критик А. Эфрос считал изображенную „великолепной“.

На парижском „Экспо“ ее назвали „советской Джокондой“. Художник изобразил учительницу-активистку Евгению Петровну Адамову (1907–1977), сохранившую до конца своих дней удивительную душевность и увлеченность. В ее облике воплощены и типические черты человека своего времени — непосредственность, энтузиазм, целеустремленность. Не только моделью, но и живописью, лаконичной и одновременно изысканной, автор утверждал идеал простой красоты. Приметы монументальности отличают ясную архитектонику композиции, „фресковость“ фактуры. „Девушка в футболке“ — произведение, в котором воплотилось представление об эпохе, „прекрасной современнице, девушке, каких не было раньше“.

Самохвалов Александр Николаевич
1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград
Array

Живописец, график, скульптор, художник театра.

Учился на архитектурном факультете АХ (1914–1917), на живописном факультете ПГСХУМ–АХ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1923) в мастерской К. С. Петрова-Водкина. Участник выставок с 1917. Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (с 1917), «Община художников» (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (1930–1931). Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Радуга», Детгиз. С середины 1930-х работал как сценограф. Выполнил оформление спектаклей «Бесприданница» А. Н. Островского в ГБДТ (Ленинград, 1935), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (Ленинград, оба — 1943) и другие. В 1930-х сотрудничал с ГФЗ им. М. В. Ломоносова, создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора. Преподавал в ЛВХПУ (1948–1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).

Samokhvalov Alexander Nikolaevich

Girl in a Sports Shirt


Creation: 1932

Size: 102 x 64

Technique: Oil on canvas


Girl in a Sports Shirt won a gold medal at the World Fair in Paris in 1937. One of the most famous works of Soviet art, it was regarded as a landmark in the artist’s oeuvre. Alexander Samokhvalov recalled: “It was a special joy to paint images of my contemporaries in those years.” The painting was acclaimed by fellow artists and critics alike, while the heroine was hailed as a “Soviet Mona Lisa” at the Exposition Universelle. The artist depicts Yevgenia Adamova, a teacher and activist who retained her freshness and vitality all her life. She is a typical Soviet citizen of the 1930s — spontaneous, enthusiastic and purposeful. Samokhvalov confirms his ideal of a simple beauty not only in his model, but also in the painting — austere, laconic and elegant. 

The clear architectonics of the composition, broad painting, frescolike texture and dynamic image contain features of monumentality. Girl in a Sports Shirt embodies the artist’s concept of the era and “a remarkable contemporary, the sort of girl who did not exist before.”
Samokhvalov Alexander Nikolaevich
1894, Bezhetsk (Tver Province) - 1971, Leningrad
Array

Painter, graphic artist, theatrical designer, applied artist, sculptor.

Studied architecture at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1914-18) and at the Free Art Studios/Higher Art and Tech¬nical Studios in Petrograd (1920-23). Contributed to exhibitions (from 1917). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library