Сапунов Н. Н.

Карусель


1908

Темпера, холст, клеевая краска. 146 х 193,5

Пост. в 1920 из собрания К. К. Коровина


Ярко-желтые лошадки, разряженные девушки, всадник, лихо размахивающий платком, полотнища с вытканными животными, цветные фонарики и развевающийся оранжево-красный флаг, кружево обступивших деревьев – все мелькает, кружится, несется под куполом карусели в стремительном вихре. Кажется, слышится смех, говор, веселые прибаутки и звуки хриплой шарманки. Пестрые краски сливаются в живописную гармонию. Все изображенные словно вовлечены в веселое вращение карусели. Картина написана мелкими, дробными мазками, подобно выложенной из разноцветных камешков мозаике. Краски радужные, яркие, звонкие, как в народных росписях и вышивках. "Из хаоса буйных красочных мазков в произведении Сапунова рождается нечто целое и поразительно связное, – писал Всеволод Воинов, – он... организатор хаоса. Когда охватываешь его "Карусель" общим взглядом, то впитываешь ее сразу и поражаешься... удивительной силе этого произведения". Увеличенный вариант картины находится в ГТГ.

Сапунов Николай Николаевич
1880, Москва – 1912, Териоки под Санкт-Петербургом

Родился в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896–1901) у И. И.  Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1904–1910). Участник выставок: «Мира искусства» (1902, 1906, 1911–1913), «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1907). В 1910 написал для С. П. Дягилева декорации к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица» по эскизам А. Я.  Головина. Представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга «Голубой розы». Предпочитал обычно темперу. Помимо пейзажей, охотно писал натюрморты, как бы символизирующие – в мотивах цветов и старинного фарфора – Красоту как таковую («Голубые гортензии», 1907; «Фарфоровые фигурки и розы», 1912). С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра» («Маскарад», 1907; «Карусель», 1908). Плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга (В. Ф. Комиссаржевской, К. Н. Незлобина, «Студия на Поварской», «Дом интермедий»). Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке «Балаганчика» А. А. Блока у Комиссаржевской (1906). Разработал особый тип «картины о спектакле» («Пляска смерти» на сюжет одноименной пьесы Ф. Ведекинда, 1907; «Мистическое собрание» на сюжет блоковского «Балаганчика», 1909).

Sapunov N.N.

Carousel


1908

Tempera, canvas, colour-wash. 146,5 x 196,5


Ярко-желтые лошадки, разряженные девушки, всадник, лихо размахивающий платком, полотнища с вытканными животными, цветные фонарики и развевающийся оранжево-красный флаг, кружево обступивших деревьев – все мелькает, кружится, несется под куполом карусели в стремительном вихре. Кажется, слышится смех, говор, веселые прибаутки и звуки хриплой шарманки. Пестрые краски сливаются в живописную гармонию. Все изображенные словно вовлечены в веселое вращение карусели. Картина написана мелкими, дробными мазками, подобно выложенной из разноцветных камешков мозаике. Краски радужные, яркие, звонкие, как в народных росписях и вышивках. "Из хаоса буйных красочных мазков в произведении Сапунова рождается нечто целое и поразительно связное, – писал Всеволод Воинов, – он... организатор хаоса. Когда охватываешь его "Карусель" общим взглядом, то впитываешь ее сразу и поражаешься... удивительной силе этого произведения". Увеличенный вариант картины находится в ГТГ.

Sapunov Nikolai Nikolaevich
1880, Москва – 1912, Териоки под Санкт-Петербургом

Родился в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896–1901) у И. И.  Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1904–1910). Участник выставок: «Мира искусства» (1902, 1906, 1911–1913), «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1907). В 1910 написал для С. П. Дягилева декорации к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица» по эскизам А. Я.  Головина. Представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга «Голубой розы». Предпочитал обычно темперу. Помимо пейзажей, охотно писал натюрморты, как бы символизирующие – в мотивах цветов и старинного фарфора – Красоту как таковую («Голубые гортензии», 1907; «Фарфоровые фигурки и розы», 1912). С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра» («Маскарад», 1907; «Карусель», 1908). Плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга (В. Ф. Комиссаржевской, К. Н. Незлобина, «Студия на Поварской», «Дом интермедий»). Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке «Балаганчика» А. А. Блока у Комиссаржевской (1906). Разработал особый тип «картины о спектакле» («Пляска смерти» на сюжет одноименной пьесы Ф. Ведекинда, 1907; «Мистическое собрание» на сюжет блоковского «Балаганчика», 1909).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library