Кустодиев Б. М.

Портрет искусствоведа и реставратора А. И. Анисимова


1915

Масло, картон. 41,4 х 33

Пост. в 1945 из УДИ при СНК РСФСР, Москва


С эпохой неоклассицизма связано появление в творчестве мастера своего рода концептуальных портретов, где важную роль играет пейзаж, трактуемый как символ, – автопортрет для Уффици с видом Троице-Сергиевой лавры (1912), портреты Николая II на фоне Московского Кремля и А. И. Анисимова (оба – 1915). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 14.

На фоне типичного севернорусского пейзажа с плавно текущей полноводной рекой и церквушкой на ее берегу – истовый оберегатель новгородской старины, искусствовед и реставратор А. И. Анисимов, человек с пронзительно честным взглядом, в 1930-х погибший на Соловках. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 22.

Один из самых емких и психологически заостренных образов в творческом наследии Кустодиева. Пронзительный и напряженный, несколько колючий взгляд, резко изогнутые дуги бровей, глубокая складка на переносице выдают в портретируемом личность деятельную, обладающую сильным, волевым характером. За фигурой модели простирается широкий любимый Кустодиевым пейзаж с излучиной реки, тонкими березками и темными елями, церквами, звонницами. После окончания историко-филологического факультета Московского университета в 1904 году Анисимов более десяти лет учительствовал в Новгороде, там увлекся иконописью и приобщился к расчистке икон. В 1910-х годах публиковал статьи в журналах «София» и «Аполлон». В 1918 году Анисимов стал сотрудником музейного отдела Наркомпроса, работал в комиссии по сохранению и реставрации памятников Московского Кремля. В 1929 году был арестован и сослан в Кемь, затем в Соловки, где вскоре умер. (В. Кн.).

Анисимов Александр Иванович (1877–1932) – искусствовед и реставратор, специалист в области древнерусской живописи. Научный сотрудник Реставрационной комиссии Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса (с 1920), с 1924 – ЦГРМ. Автор монографии об иконе «Владимирская Богоматерь».

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 135.

В литературе о художнике портрет бытует с датой „1919“.

Кустодиев Борис Михайлович
1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Живописец, график, театральный художник.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе ("Новая художественная мастерская", Петербург, 1913). Член "Союза русских художников" (1907-1910), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Kustodiev B. M.

Portrait of Alexander Anisimov


1915

Cardboard on oil. 41,4 х 33


С эпохой неоклассицизма связано появление в творчестве мастера своего рода концептуальных портретов, где важную роль играет пейзаж, трактуемый как символ, – автопортрет для Уффици с видом Троице-Сергиевой лавры (1912), портреты Николая II на фоне Московского Кремля и А. И. Анисимова (оба – 1915). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 14.

На фоне типичного севернорусского пейзажа с плавно текущей полноводной рекой и церквушкой на ее берегу – истовый оберегатель новгородской старины, искусствовед и реставратор А. И. Анисимов, человек с пронзительно честным взглядом, в 1930-х погибший на Соловках. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 22.

Один из самых емких и психологически заостренных образов в творческом наследии Кустодиева. Пронзительный и напряженный, несколько колючий взгляд, резко изогнутые дуги бровей, глубокая складка на переносице выдают в портретируемом личность деятельную, обладающую сильным, волевым характером. За фигурой модели простирается широкий любимый Кустодиевым пейзаж с излучиной реки, тонкими березками и темными елями, церквами, звонницами. После окончания историко-филологического факультета Московского университета в 1904 году Анисимов более десяти лет учительствовал в Новгороде, там увлекся иконописью и приобщился к расчистке икон. В 1910-х годах публиковал статьи в журналах «София» и «Аполлон». В 1918 году Анисимов стал сотрудником музейного отдела Наркомпроса, работал в комиссии по сохранению и реставрации памятников Московского Кремля. В 1929 году был арестован и сослан в Кемь, затем в Соловки, где вскоре умер. (В. Кн.).

Анисимов Александр Иванович (1877–1932) – искусствовед и реставратор, специалист в области древнерусской живописи. Научный сотрудник Реставрационной комиссии Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса (с 1920), с 1924 – ЦГРМ. Автор монографии об иконе «Владимирская Богоматерь».

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 135.

В литературе о художнике портрет бытует с датой „1919“.

Kustodiev Boris Mikhailovich
1818, Astrakhan - 1927, Leningrad

Painter. Studied under Vasily Savinsky and Ilya Repin at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1896-1903). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France and Spain (1903-1904). Academician of painting (1909). Founding member of the New Society of Artists (1904) and member of the Union of Russian Artists (1907), World of Art (1910) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (1923). Contributed to exhibitions (from 1900). Contributed to the periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1900-1901), Spring Exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1900-1903) and the exhibitions of the New Society of Artists (1904-1908), Union of Russian Artists (1907-1910), World of Art (1910-1924), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1925) and the International Exhibitions in Munich (1901, gold medal; 1909) and Malmo (1914, gold medal). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg (from 1911). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library