Попова Л.С.

Портрет философа


1915

Холст, масло. 89 x 63

Пост. в 1926 через ГИНХУК, Ленинград


«Портрет философа» является признанным шедевром кубофутуристического периода творчества Поповой. Известно несколько живописных и графических вариантов этого портрета, на котором, по признанию самой художницы, изображен ее брат Павел. Вместе с тем образ брата для художницы служит лишь первоначальной идеей и импульсом для дальнейшей живописной работы. Само название подчеркивает этот уже отстраненный от реального персонажа и обобщенный смысл. Кроме того, в портрете ощутимо качество, которое является едва ли не неотъемлемым свойством русского авангарда. Это – ирония, которой пронизана композиция Поповой. В сочетании с названием здесь оказывается ироничным весь подбор атрибутов: цилиндр и белая манишка, щегольские усики и скептическая усмешка, распознающаяся в этом мелькающем, «дребезжащем» изображении, рюмка и издание философского «Revue». (Е. Б.).

Прообразом портрета послужил Попов Павел Сергеевич (1892–1964) – брат Л. С. Поповой, окончил юридический факультет Московского университета, увлекался философией, психологией, античной литературой, в 1920-е годы преподавал в Государственных высших театральных мастерских, руководимых В. Э. Мейерхольдом. Именно он сохранил творческое наследие Поповой.

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 137.

Изображен брат художницы Павел Сергеевич Попов (1892–1964), окончивший юридический факультет Московского университета, увлекавшийся философией, психологией, античной литературой, в 1920-е преподававший в Государственных высших театральных мастерских, руководимых В. Мейерхольдом. Именно он сохранил творческое наследие Поповой.
Модель, окружающие предметы и фон однородны, художница лишает пространство глубины, и фон перестает быть фоном. Недописанные слова содержат намек, заставляя искать шифр, код изображения и живописно-пластический смысл. Форма тела, головы, предметов строится одинаково. Художница не делает различия между человеком, вещью и воздухом, подготавливая себе переход к беспредметной живописи.

Попова Любовь Сергеевна
1889, с. Ивановское Московской губ. – 1924, Москва

Живописец, график, театральный художник, работала в области декоративно-прикладного искусства.

Родилась в имении Красновидово (село Ивановское Московской губернии). Училась в школе рисования и живописи С. Ю. Жуковского (1907) в Москве, в художественной школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1908–1909), в академии La Palette у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже (1912–1913) в Париже. Посещала студию «Башня» В. Е. Татлина (1913) в Москве. Участник выставок «Бубновый валет» (1914, 1916), «Первой футуристической  картин "Трамвай В"» (1915), «Магазин» (1916). Ранние вещи художницы решены в духе фовизма и аналитического кубизма. Позднее перешла к более динамичной, «кубофутуристической» манере и полуабстрактному синтетическому кубизму.

Принимала участие в организации общества «Супремус» (1916). Создала серии «Живописных архитектоник» (1916-1918), «Живописных конструкций» (1920) и «Пространственно-силовых построений» (1921). Член Ассоциации крайних новаторов (1920-е). Оформляла революционные праздники (1917, 1918). Работала в Институте художественной культуры (1920–1924) в Москве, участвовала в организации Музея художественной культуры (1921–1922). Член группы «ЛЕФ (Левый фронт)» (1922–1924). В 1920-х занималась книжной графикой, проектировала моду и текстиль, работала для театра. Оформила спектакли В. Э. Мейерхольда: «Великодушный рогоносец» по пьесе Ф.Кроммелинка (1922), «Земля дыбом» по пьесе М. Мартине – С. М. Третьякова (1923). Преподавала в Высших художественно-технических мастерских (1920–1923). В 1924 занялась «производственным искусством», разрабатывала рисунки текстиля для 1-й ситценабивной фабрики.  

Popova L.S.

Portrait of a Philosopher. Cubist Construction


1915

Oil on canvas. 89 x 63


Prototype: Pavel Sergeyevich Popov (1892–1964): Brother of the artist. Graduated from the Faculty of Law, Moscow University. Interested in philosophy, psychology and ancient literature. Taught at Vsyevolod Meyerhold’s Higher Theatrical Studios (1920s). Keeper of the artist’s creative heritage.
Portrait of a Philosopher is an excellent example of the Cubo-Futurist period of Lyubov Popova’s oeuvre. There are several known painterly and graphic versions of this portrait, which, as the artist herself confirmed, depicts her brother Pavel. The image of Pavel Popov, however, is merely the starting point for further painterly impulses. The title of the work underlines the sense of generalisation and estrangement from a real person. The portrait also reflects an invariable facet of Russian avant-garde art – irony. Popova’s composition is filled with irony, seen in the title of the work, top hat, white shirt-front, dandified moustache, sceptical grin, wineglass and the copy of the Philosophical Revue.

Popova Lyubov Sergeyevna
1889, Ivanovskoe (Moscow Province) - 1924, Moscow

Painter, graphic artist, theatrical designer, applied artist. Studied at the private studio of Stanislaw Zukowski in Moscow (1907), Konstantin Juon and Ivan Dudin School of Drawing and Painting (1908-09) and under Henri Le Fauconnier and Jean Metzinger at the Academic de la Palette in Paris (1912-13). Visited the Tower studio in Moscow (1913). Contributed to the exhibitions of the Jack of Diamonds (1914, 1916), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915-16), 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-16), Store (1916) and 5 x 5 = 25 (1921). Member of Supremus (1916). Worked at the Institute of Artistic Culture in Moscow (1920-24) and helped to found the Museum of Painterly Culture (1921-22). Member of LEFT FROM OF THE ARTS (1922-24).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library