Пуни И. А.

Скрипка


1919

Холст, масло. 115 x 145

Пост: 1926 из МХК через ГИНХУК


Картина была написана, вероятно, в год отъезда художника из России и принадлежит к раннему петербургско/петроградскому периоду творчества мастера русского авангарда. Через четыре года И. Пуни в своей книге "Современная живопись" сформировал свои мысли о живописи: "Возможно в картине... нанести только одну форму, остальное оставив пустым. Я это делал часто и заметил, что эта "уединенность" придает изображенной форме колоссальную значимость... и какое-то "животрепещущее" равновесие". Своеобразной иллюстрацией этих рассуждений служит изображение художником красной скрипки. Она вне среды, в совершенно условном пространстве. Аккомпанирующие ей цветовые плоскости – синяя, серая, зеленая – лишь оттеняют ее красочную самостоятельность.

Пуни Иван Альбертович (Жан Пуни)
1894, Куоккала, Финляндия – 1956, Париж

Живописец, график, художник театра, книжный иллюстратор, автор статей по искусству.

Родился в Куоккале (Финляндия). Учился в военной школе в Петербурге (1900–1908). Посетил Италию и Францию, занимался в академии Р. Жюльена в Париже (1910–1912). Участник выставок: «Союза молодежи» (1912–1913), «Бубновый валет» (1916, 1917). В 1912 в Москве сблизился с футуристами Д. Бурлюком, В. Маяковским, В. Хлебниковым. В 1913 вновь отправился в Париж, где увлекся кубизмом, выставлял свои работы в Салоне Независимых.

Творческая манера Пуни утвердилась в красочно-декоративных, кубистических и фовистских натюрмортах, в супрематических контррельефах с реальными инструментами типа молотка или пилы. В 1915 вместе с женой, К. Пуни-Богуславской, организовал в Петрограде выставки «Первая футуристическая картин "Трамвай В"» (1915), «Последняя футуристическая картин "0, 10"» (1915–1916), в которых участвовали виднейшие художники-авангардисты – футуристы, беспредметники. В январе 1916 вместе с К. С. Малевичем провел конференцию по современному искусству в зале Тенишевского училища в Петрограде. К этому же времени относится создание беспредметных произведений, близких к работам Малевича, а также жанровых картин и портретов. После революционных событий Пуни активно занимался организационно-творческой работой: был одним из учредителей союза «Свобода искусству» (1917), в 1918 стал профессором петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первомайским торжествам и годовщине Октябрьской революции, работал на Государственном фарфоровом заводе, выполнил проект печати для Совнаркома. Преподавал в Витебском художественно-практическом институте под руководством М. З. Шагала (1919). Эмигрировал в Берлин (1921), с 1923 жил и работал в Париже. Общался с художниками современных направлений – Ф. Леже, А. Марке, А. Озанфаном, Дж. Северини. Пережил увлечение конструктивизмом, дадаизмом, кубизмом. Работал для театра «Фоли Бержер». Выпустил книгу «Современная живопись» (1923), где подверг резкой критике беспредметное искусство. В последующем творчестве отошел от крайних, эпатажных форм авангарда и писал картины, большей частью пейзажи и натюрморты, в живописно-импрессионистической манере. Позднее, в  конце 1940-х – середине 1950-х – «мозаичные», составленные чистым цветом живописные композиции. Творчество Пуни, на некоторое время ушедшее из поля зрения критиков и историков искусства, вновь было открыто в 1970-х благодаря возросшему интересу к искусству авангарда. Сегодня произведения художника по праву занимают самые престижные места в экспозициях и коллекциях солидных музеев России, Европы, Америки. 

Puni I.A.

Скрипка


1919

Oil on canvas. 115 x 145


Картина была написана, вероятно, в год отъезда художника из России и принадлежит к раннему петербургско/петроградскому периоду творчества мастера русского авангарда. Через четыре года И. Пуни в своей книге "Современная живопись" сформировал свои мысли о живописи: "Возможно в картине... нанести только одну форму, остальное оставив пустым. Я это делал часто и заметил, что эта "уединенность" придает изображенной форме колоссальную значимость... и какое-то "животрепещущее" равновесие". Своеобразной иллюстрацией этих рассуждений служит изображение художником красной скрипки. Она вне среды, в совершенно условном пространстве. Аккомпанирующие ей цветовые плоскости – синяя, серая, зеленая – лишь оттеняют ее красочную самостоятельность.

Puni Ivan Albertovich (Pougny Jean)
1894, Kuokkala (Finland) - 1956, Paris

Painter, graphic artist, theatrical designer, illustrator, writer on art. Studied at the Military Academy in St Petersburg (1900-1908). Visited Italy and France and studied at the Academic de Rodolphe Julian in Paris (1910-1912). Contributed to the exhibitions of the Union of Youth (1912-1913), Salon des Independants (1913, 1914), Jack of Diamonds (1916-1917) and the Four Arts (1928). Helped to curate the Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Taught at the Petrograd Free Art-Studios (1918) and under Marc Chagall at the Vitebsk School of Art (1919). Emigrated to Berlin (1921) and Paris (1923). Awarded the Legion d'honneur (1946). Contributed to exhibitions in France, Austria, Italy, Japan, Mexico and the United States. 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library