Дейнека Александр Александрович

Текстильщицы


Год создания: 1927

Размер: 171 х 195

Техника: Холст, масло


Картина "Текстильщицы" явилась результатом поездки Дейнеки по заданию журнала "Безбожник", с которым художник сотрудничал. Одновременно он был одним из лидеров Общества станковистов, где велись разработки метода синтетического отражения реальности.

С тем, что изменилась жизнь, настало время других героев, согласны были все – и создатели радикального авангарда, и последователи фигуративной линии. «Нельзя сейчас в позе купца или фабриканта, – замечает Александр Дейнека, – писать нашего ударника. У него <…> другая стать <…> и художник должен увидеть эту стать и суметь показать ее». «Жизнь выдвигала новое – прежде всего нового, социалистического человека, новую молодежь, комсомольцев, <…> рабфаковцев <…>». «И именно это новое время, – утверждали молодые художники, – надо втащить на холст». Такими персонажами становятся у Дейнеки «Текстильщицы» — женщины-работницы, наравне с мужчинами управляющие огромными станками-механизмами.

В картине художник применяет характерный для фотографии и кино принцип монтажной композиции. Он писал: «Я увлекался кружевом заводских конструкций, но они только фон. Я всегда изображал человека большим планом, в сильных типичных движениях». Фигуры ткачих решены на контрасте масштаба, объема и цвета, они будто противопоставляются фону. Изображенные в сложных ракурсах, объемные фигуры выделяются на фоне графически четкого рисунка деталей фабричного оборудования, что придает композиции особую динамику. Господствующие в картине радостно-мажорные интонации дают новое осознание не только внешних обстоятельств труда, но и его психологии, его духовного смысла. Основное здесь – чувство свободы и достоинства.

Художник удивительно чутко ощущал пульс времени и отражал его в своих полотнах. Он мастерски выстраивает композицию в смежных разновременных планах, ритмы работающих ткацких станков объединяются в своего рода орнаментальное пространство, почти монохромный серебристо-белый колорит придает картине четкость и графичность авторской пластической манеры, которая приобретает публицистическую заостренность и убедительность.

Дейнека Александр Александрович
1899, Курск — 1969, Москва
Array

Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист.

Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), "Октябрь“ (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), "Октябрь“ (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930–1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928–1930; профессор — 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968–1969). Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции.

Deineka Alexander Alexandrovich

Textile Workers


Creation: 1927

Size: 171 х 195

Technique: Oil on canvas


Alexander Deineka painted this picture following a trip to a mill organised by a Soviet magazine. He was one of the leaders of the Society of Easel Artists, who developed the method of the synthetic reflection of reality. The artist had an uncommonly acute sense of the Zeitgeist, which he captured in his canvases. He masterly arranges the composition from adjacent planes inhabiting different time zones. The rhythms of the looms are united in an ornamental space, while the almost monochrome, silver-white palette lends the picture the precision and sharpness of an artistic statement.

Deineka Alexander Alexandrovich
1899, Kursk - 1969, Moscow
Array

Painter, graphic artist, sculptor, poster designer. Helped to decorate streets on Communist holidays. Studied at the Kharkiv School of Art (1914-1918) and the Free/Higher Art and Technical Studios (1920-1925). Contributed to exhibitions (from 1924). Member of the Union of Artists (from 1932). Taught at the Higher Art and Technical Institute (1928–1930), Moscow Institute of Polygraphy (1930–1934), Vasily Surikov Institute of Art (1936, 1946, 1957–1964), Moscow Institute of Applied and Decorative Art (1945–1952) and Moscow Institute of Architecture (1953–1957). Business trips to Italy, France and the USA (1935). Full member of the Academy of Arts of the USSR (1947). Vice President of Academy of Arts of the USSR (1962, 1966). People's Artist of the USSR (1963). Corresponding member of the Academy of Arts of the GDR (1964). Hero of Socialist Labour (1969). Awarded the Lenin Prize (1964). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library