Самобытное и многогранное дарование Анны Голубкиной, напряженно искавшей на рубеже веков свой путь в искусстве, к концу 1900-х уже пользовалось признанием в среде серьезной художественной критики. Ее произведения всегда отличались глубиной восприятия натуры, поразительной цельностью создаваемого образа, в котором немаловажную роль играл и скульптурный материал, его фактура, своеобразие подхода к пластическим особенностям и возможностям материала. Для композиции «Кочка» Голубкиной позировали ее племянницы – Вера и Саша. В основу замысла была положена одна из рязанских легенд, повествующая о том, что души умерших, некрещеных людей бродят, бесприютные, в мире. Появление подобного рода работ было навеяно не только известными старинными сказаниями, но и яркими образными впечатлениями скульптора от русской природы.
Станковый рельеф, лишенный утилитарного смысла, начинает набирать силу в 1900-е годы. Свои первые воплощения он находит в портретных горельефах, таких как «Офелия» М. Л. Диллон (1901) или «Женская голова (Портрет неизвестной)» А. С. Голубкиной (1902–1903). Размещаемый в пространстве, он иногда напоминает трехмерную скульптуру, как «Кочка» А. С. Голубкиной (1904) — жанровая композиция, изображающая двух девочек — племянниц скульптора. Марина Стекольникова. Русский рельеф — век XX // Рельеф в России XVIII — начала XXI века из собрания Русского музея. СПб, 2013. С. 25.
А. С. Голубкина принесла в искусство эпохи модерна философскую глубину и обостренную эмоциональность собственного мироощущения. Среди наиболее выразительных произведений, которые можно причислить к разряду горельефов, — декоративная ваза «Туман», воплощенная и в бронзе, и в мраморе. <…> Интересен своей необычностью и горельеф «Кочка» (1904) с фигурками маленьких детей (племянниц скульптора), которые будто притаились и притихли, слушая страшную сказку. Елена Карпова. Рельеф в русской скульптуре: Страницы истории. XVIII — начало XX века // Рельеф в России XVIII — начала XXI века из собрания Русского музея. СПб, 2013. С. 15-16.
Мотивы кустиков, кочек, тумана, огня, земли, навеянные живописно-эмоциональным восприятием, претворялись в конкретные изображения, имеющие свою реальную плоть то в образе юноши, то женщины или ребенка. Например, для фигур детей группы «Кочка» позировали племянницы скульптора. В основу замысла композиции «Кочка» была положена тема одной из рязанских легенд о том, что души умерших некрещеных детей бесприютные бродят в мире. Появление подобного рода работ было определено не только известными Голубкиной старинными сказаниями, но и яркими, образными впечатлениями от природы. Не случайно большую часть времени она провела в Зарайске, черпая в природе запас новых сил, создавая самобытные народные образы. Бесспорно, являясь чутким художником своего времени, Голубкина улавливала и процессы развития современного ей искусства начала века. Это созвучно просматривается и в обращении к природе, к растительным мотивам, к сказочным образам. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 59, 61.
Голубкина Анна СеменовнаСкульптор; работала в разных видах и жанрах скульптуры, портретист.
Занималась в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста в Москве (1889–1890) у С. М. Волнухина. Училась в МУЖВЗ (1891–1894) у С. И. Иванова и в ВХУ при ИАХ в Петербурге (1894) у В. А. Беклемишева. В Париже занималась в мастерской Ф. Коларосси (1895–1896). В 1897 работала в Париже, посещая мастерскую О. Родена. В 1901 году по заказу С. Т. Морозова выполнила горельеф над входом в Московский Художественный театр. В 1902 принимала участие в конкурсе на памятник первопечатнику Ивану Федорову. В 1902–1903 в Париже изучала технику работы в мраморе. Тогда же совершила поездку в Лондон. Работала в области портрета и декоративной скульптуры.
В наиболее плодотворный период творчества создала статую «Идущий» (1903); портреты М. Г. Срединой (1904), Л. И. Сидоровой (1906), А. Н. Толстого (1911), А. М. Ремизова, композицию «Кариатиды» (1911), «Спящие» (1912, все — в ГРМ). Член-художник МОЛХ (с 1898) и МТХ (с 1906). Персональная выставка состоялась в 1914 в Музее изящных искусств в Москве. Преподавала во Вторых свободных государственных мастерских, во Вхутемасе (1918–1922). В числе последних работ — портрет Л. Н. Толстого (1927) и статуя «Березка» (1927). Участвовала в конкурсе проектов памятника А. Н.Островскому (1923). Написала книгу «Несколько слов о ремесле скульптора» (1922–1923). Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 107.
Член МОЛХ, МТХ (с 1906). Участник выставок с 1898: Периодических МОЛХ (1898–1901, 1904, 1908, 1910, 1911, 1913), МТХ (1900, 1906–1913, 1917), "Мира искусства“ (1900–1902, 1911, 1913), "36-ти“ (1901), Общества им. Леонардо да Винчи (1906), СРХ (1908–1910, 1923), "Московского салона“ (1911, 1917); персональной в Москве (1914–1915). Руководила скульптурным отделением на Пречистенских рабочих курсах (1913–1916).
Особая ценность собрания произведений А. С. Голубкиной в Русском музее, насчитывающего свыше шестидесяти работ, – в строгом отборе и в логично сформированной коллекции. Центральное место занимают в ней произведения, собственноручно выполненные Голубкиной в мраморе и дереве – таких скульптур десять, каждая из них - уникальна и первозданна. Основная часть коллекции – произведения, отлитые по моделям разных лет по инициативе сестры скульптора, Александры Семеновны Голубкиной, в 1930-1940-е годы.
________________________________________
Анна Семеновна Голубкина родилась в 1864 году в старинном русском городе Зарайске. Когда ей было два года, умер отец. Мать растила семерых детей и вела крестьянское хозяйство. Средств на обучение детей не хватало, и Голубкиной не пришлось учиться в школе. Она занималась вместе с братом Семеном по учебникам, выполняя заданные в реальном училище уроки.
Первоначальное художественное образование Голубкина получила, посещая в Москве Классы изящных искусств художника-архитектора A. O. Гунста, училась у скульптора С. М. Волнухина. В 1891 году она поступила вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. До 1894 года обучалась у скульптора С. И. Иванова, от которого унаследовала священную и трепетную любовь к искусству. Недолгое время Голубкина занималась в мастерской профессора скульптуры В. А. Беклемишева в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. «Здесь совсем другое отношение к работе. В Москве мы творили, а здесь учатся», — писала она своим родным в Зарайск*.
Желание узнать, как развивается современное искусство Франции, побудило Голубкину отправиться за границу. Скульптор трижды приезжала в Париж. Первая поездка была предпринята в 1895–1896 годах для занятий в студии Ф. Коларосси. Затем, в 1897-1899 годы, Голубкина работала в мастерской скульптора Жана Карля, обучавшего ее технической стороне искусства. Одновременно состоялось знакомство Голубкиной с Огюстом Роденом, который принял ее в число своих учеников, давал советы и указания. Выполняя по заданиям знаменитого мастера скульптурные этюды с натуры (кисти рук, ступни ног), она вдумчиво постигала пластику человеческого тела. Роден не руководил, не указывал, что делать, но, по ее словам, «здорово помогал понимать», а она находилась «вечно на распутье и в раздумье»**. <...>
В годы второго пребывания в Париже Голубкина исполнила статую «Старость» и портрет профессора зоологии Э. Ж. Бальбиани. Оба произведения Голубкина показала на выставке «Весенний Салон» 1899 года в Париже. За участие в выставке она была награждена медалью Французской Академии литературы и искусства. <...> Многие современники высоко оценили ее произведение, приняли его пафос и динамичную красоту. Особенно насыщенными и плодотворными оказались для скульптора 1903– 1913 годы. Специально для изучения техники работы по мрамору она в третий раз едет в Париж и ненадолго в Лондон (1903–1904). Секретами скульптурного мастерства Голубкина овладевала и в студии Коларосси, и у французских рабочих-мраморщиков. <...>
Первая персональная выставка произведений А. С. Голубкиной состоялась в 1914–1915 годах в Москве, в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина). Экспонирование ее работ в залах совсем близко с всемирно известными шедеврами мирового пластического искусства (учитывая, что это точнейшие, высочайшего качества слепки) явилось для нее колоссальным испытанием. Это испытание было и ответственным и почетным одновременно. Выставка стала крупным художественным событием, на которое откликнулись рядом статей С. Булгаков, Н. Машковцев и др. На суд зрителей Голубкина представила почти все свои произведения (выполненные до 1914 года), причем с подготовительными этюдами к многим из них, с вариантами в разных материалах. Экспозиция была устроена с благотворительной целью — полученные от выставки средства были отданы скульптором в пользу раненых солдат.
Наряду с творческой. деятельностью Голубкина занималась педагогической работой. Руководила скульптурным отделением на Пречистенских рабочих курсах (1913–1916), преподавала во Вторых свободных государственных мастерских во Вхутемасе (1918–1922). Свой практический опыт Голубкина обобщила в книге «Несколько слов о ремесле скульптора», опубликованной в 1923 году. <...> Основные положения и профессиональные советы мастера имеют непреходящее значение до сих пор. <...>
А. С. Голубкина умерла 7 сентября 1927 года в городе Зарайске. В 1933 году по решению ВЦИК в ее московской мастерской был открыт музей. Однако в 1952 году музей-мастерская был закрыт. Лишь энергичные меры, предпринятые Русским музеем во главе с директором В. А. Пушкаревым, позволили спасти бесценные произведения. Они были перевезены в Русский музей, где хранились и изучались до 1976 года. Большая часть работ вернулась в Москву, и в 1987 году, после реконструкции музей-мастерская был вновь открыт для посетителей***.
Скульптурные произведения, входящие в собрание Государственного Русского музея, ярко и многогранно характеризуют Голубкину, представляющую, по выражению M. Волошина, «исключительно русское, глубоко национальное явление», а также свидетельствуют, что ее творчество «является неугасимым горением совести».
Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 56-62.
* Из письма А. С. Голубкиной — Е. Я. Голубкиной (январь 1895 г.). см.: А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 24.
** Там же, С. 37, 40.
*** В настоящий момент - филиал Третьяковской галереи. Закрыт на реставрацию (Подробнее о музее).
|
Лекция О.А.Кривдиной "Анна Голубкина и Павел Трубецкой" | |
Экскурсия по выставке «Анна Голубкина» в Третьяковской галерее (2019-2020 гг.) |
Самобытное и многогранное дарование Анны Голубкиной, напряженно искавшей на рубеже веков свой путь в искусстве, к концу 1900-х уже пользовалось признанием в среде серьезной художественной критики. Ее произведения всегда отличались глубиной восприятия натуры, поразительной цельностью создаваемого образа, в котором немаловажную роль играл и скульптурный материал, его фактура, своеобразие подхода к пластическим особенностям и возможностям материала. Для композиции «Кочка» Голубкиной позировали ее племянницы – Вера и Саша. В основу замысла была положена одна из рязанских легенд, повествующая о том, что души умерших, некрещеных людей бродят, бесприютные, в мире. Появление подобного рода работ было навеяно не только известными старинными сказаниями, но и яркими образными впечатлениями скульптора от русской природы.
Станковый рельеф, лишенный утилитарного смысла, начинает набирать силу в 1900-е годы. Свои первые воплощения он находит в портретных горельефах, таких как «Офелия» М. Л. Диллон (1901) или «Женская голова (Портрет неизвестной)» А. С. Голубкиной (1902–1903). Размещаемый в пространстве, он иногда напоминает трехмерную скульптуру, как «Кочка» А. С. Голубкиной (1904) — жанровая композиция, изображающая двух девочек — племянниц скульптора. Марина Стекольникова. Русский рельеф — век XX // Рельеф в России XVIII — начала XXI века из собрания Русского музея. СПб, 2013. С. 25.
А. С. Голубкина принесла в искусство эпохи модерна философскую глубину и обостренную эмоциональность собственного мироощущения. Среди наиболее выразительных произведений, которые можно причислить к разряду горельефов, — декоративная ваза «Туман», воплощенная и в бронзе, и в мраморе. <…> Интересен своей необычностью и горельеф «Кочка» (1904) с фигурками маленьких детей (племянниц скульптора), которые будто притаились и притихли, слушая страшную сказку. Елена Карпова. Рельеф в русской скульптуре: Страницы истории. XVIII — начало XX века // Рельеф в России XVIII — начала XXI века из собрания Русского музея. СПб, 2013. С. 15-16.
Мотивы кустиков, кочек, тумана, огня, земли, навеянные живописно-эмоциональным восприятием, претворялись в конкретные изображения, имеющие свою реальную плоть то в образе юноши, то женщины или ребенка. Например, для фигур детей группы «Кочка» позировали племянницы скульптора. В основу замысла композиции «Кочка» была положена тема одной из рязанских легенд о том, что души умерших некрещеных детей бесприютные бродят в мире. Появление подобного рода работ было определено не только известными Голубкиной старинными сказаниями, но и яркими, образными впечатлениями от природы. Не случайно большую часть времени она провела в Зарайске, черпая в природе запас новых сил, создавая самобытные народные образы. Бесспорно, являясь чутким художником своего времени, Голубкина улавливала и процессы развития современного ей искусства начала века. Это созвучно просматривается и в обращении к природе, к растительным мотивам, к сказочным образам. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 59, 61.
Golubkina Anna Semyonovna 1864, Zaraisk — 1927, ZaraiskSculptor, portraitist, master of decorative sculpture. Studied at classes of fine art headed by Anatoly Gunst and Sergei Volnukhin in Moscow (1889–1890). Occasional student at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture under Sergei Ivanov (1891–1894). Studied sculpture under Vladimir Beklemishev at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894), at the Filippo Colarossi’s studio in Paris (1895–1896), took lessons from François-Auguste-René Rodin (1897– 1898, 1900), studied the technique of working with marble. Visited London (1904). Headed the sculptural department at the Prechistenskiye courses (1913–1916). Taught at the Second State Free Art Studios/Higher Art and Technical Studios (1918–1922). Author of the “Some Words on a Sculptor’s Handicraft” book (1923).