Неизвестный художник

Портрет царицы Марфы Матвеевны


Не позднее 27 апреля 1682

Холст, масло. 89 х 70

Пост. в 1918 из собрания М. И. Шульмана


Марфа Матвеевна Апраксина (1664—1713) ─ дочь боярина Матвея Васильевича Апраксина и Домны Богдановны Ловчиковой. С 14 февраля по 17 апреля 1682 — царица, супруга царя Федора Алексеевича. Федор Алексеевич скончался 27 апреля того же года, оставив Марфу Матвеевну вдовой. Во вдовстве жила до конца дней. Сестра генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, А. М. Апраксина («Андрея Бесящего») и сенатора П. М. Апраксина. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 122.

Современен портрету Марфы Матвеевны, так называемому портрету с собачкой. Исполнен в период, когда Марфа Матвеевна имела статус царской невесты. 15 февраля 1682 года состоялось венчание. Веер не был характерной деталью допетровского быта, хотя его «язык» был хорошо известен. Царица Марфа держит веер «стрелой» – то есть он закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника. Такое положение веера означает любовь и расположение. (Кирсанова 2002. С. 38–39). Светлана Моисеева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 59.

Портрет царицы Марфы Матвеевны еще в девичестве, в кокошнике и роскошном одеянии, так называемый портрет с веером, практически современен ее овальному изображению (Ж-3985). Автор его, возможно и иностранный живописец, безусловно, подвизался в живописной команде Оружейной палаты. Хотя веер не был характерной деталью допетровского быта, его "язык" был хорошо знаком в аристократических кругах. Известный исследователь моды Р. М. Кирсанова отмечает, что "положение веера — в левой или правой руке, открыт или закрыт, повернут к собеседнику лицевой или обратной стороной, могло говорить о многом. <...> Царица Марфа держит веер "стрелой" — то есть он закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника (в нашем случае — зрителя). Такое положение <...> означает любовь и расположение...". По мнению исследователя, портрет мог быть написан не позднее 28 февраля 1702 года, когда был издан очередной указ "О ношении парадного платья в праздничные и церемониальные дни» (Кирсанова С. 38—39). Однако не вызывает сомнений, что этот портрет был написан при жизни царя Федора Алексеевича — не позднее 27 апреля 1682.

После смерти мужа Марфа облачилась во вдовью, почти монашескую, одежду, хотя и не ушла в монастырь. В собрании ГРМ находится еще один предполагаемый портрет Марфы Матвеевны (Ж-4705), на котором царица представлена именно в таком одеянии (Хилимончик. С. 26—38).

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 14.

 

Неизвестный художник

Unknown painter

Portrait of Tsaritsa Marfa Matveevna


December 1681 – 14 February 1682

Oil on canvas.

Received in 1918 from the collection of M. I. Shulman State Russian Museum


Marfa Matveyevna Apraksina (1664–1715). Daughter of Matvey Vasilyevich Apraksin and Domna Bogdanovna Lovchikova. She was the second wife of Tsar Theodore III Alexeyevich from February 14 to April 27, 1682. She was the sister of General-Admiral Fyodor Matveyevich Apraksin, Andrei Matveyevich Apraksin (Maddening Andrei), and Peter Matveyevich Apraksin, a senator.

This portrait was painted at the same time as the so-called portrait with a little dog. It was painted when Marfa Matveevna was the tsar’s bride. A hand fan wasn’t one of specific details of the pre-Petrine everyday life, but its “language” was well-known. Tsaritsa Marfa holds her hand fan as an “arrow,” meaning in a closed position, in her right hand, and it is pointed at her companion. This hand fan’s position is a sign of love and sympathy.

Unknown painter


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library