Неизвестный художник

Портрет царицы Натальи Кирилловны


Год создания: Конец января – начало февраля 1694 (?)

Размер: 126,5 x 95,5

Техника: Холст, масло


Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–1694) — дочь боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина (1623–1691), постриженного в 1682 по требованию восставших стрельцов в Кирилло-Белозерский монастырь под именем Киприана. Воспитанница (до 1671) боярина А.  С.  Матвеева. С 1671 — царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I и царевен Натальи и Феодоры.

Изображена во вдовьем покрывале, которое могло появиться лишь после смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году. Однако существует обоснованное предположение, что портрет царицы мог быть исполнен живописцем Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым сразу после ее смерти, последовавшей 25 января 1694, и закончен 9 февраля. Автор версии ссылается на обнаруженную И.  Е.  Забелиным челобитную художника, в которой сказано: «...писал я образ во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Натальи Кирилловны на полотне персону живописным письмом...». Из челобитной, опубликованной исследователем раннего русского портрета Е.  С. Овчинниковой, также следовало, что «Чоглоков работал над портретом Натальи Кирилловны у себя дома 9 дней, с 25 января по 6 февраля 1694 года» (Овчинникова. С.  123).

В последней трети XVII века живописный портрет «во успении» получает широкое распространение. Как писала автор атрибуции, «...в отличие от надгробного изображения, помещенного в среду храма и исполненного в традициях иконописного образа, живописный портрет „во успении", написанный на холсте, в новой технике маслом, должен был находиться в светских хоромах для памяти потомков. Главным в нем была передача сходства, жизненного подобия, именно поэтому <...> портретируемые на персонах „во успении" пишутся живыми» (Эпоха парсуны. С.  128,  249). Авторская живопись на лице, платье и руках сохранилась достаточно хорошо, наличие в ней авторских правок подтверждает оригинальность портрета.

Unknown painter

Portrait of Tsarina Natalia Kirillovna


Creation: Late January – early February 1694 (?)

Technique: Oil on canvas


The original size of the painting was different (88 x 62); also, it was oval in shape, later painted into a square. Elements that were inserted changed its format. Technical research conducted reveals several changes introduced to the hands of the character by the artist (initially she was holding a handkerchief). During the last third of the 17th century a piece with her “dormition” obtained wide circulation; it was painted for a splendid mansion for her descendants to remember her by. The famous historian Ivan Zabelin, who studied the everyday lives of Russian tsars was the first person to publish a report stating that “in 1694 (February) the painter Mikhail Choglokov painted the dormition of Her Majesty Tsarina and Grand Duchess Natalia Kirillovna, the blessed.”

Natalia Naryshkina (September 1, 1651 – February 4, 1694)

Mother of Peter the Great and Tsarevnas Natalia and Feodora. Daughter of Boyar Kirill Naryshkin (1623–1691) who, at the demand of the rebellious Streltsy, was sent to be a monk in the Kirillo-Belozersk Monastery in 1682, and took the name of Cyprian. Until 1671 Natalia was a ward of Boyar Artamon Matveyev. In 1671 she became Tsaritsa, being the second wife of Tsar Alexis I Mikhailovich. She was the elder sister of Boyar Lev Naryshkin (1664–1705).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library