Изображения апостолов Петра и Павла входили в большой живописный ансамбль — иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно летописному известию иконостас, как и фресковая роспись собора, был исполнен в 1408 году по велению великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) московскими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым.
Иконостас Успенского собора — самый большой из известных нам памятников этого типа. Сохранились иконы из трех ярусов — деисусного, праздничного и пророческого. Возможно, был еще и четвертый, праотеческий. Размеры икон очень велики: в деисусном ряду они имеют высоту более трех метров. Значительной была и длина иконостаса. Деисусный ряд состоял из пятнадцати или, как полагают, из двадцати одной иконы. Иконы апостолов Петра и Павла составляли часть деисусного чина. Его название происходит от греческого «деисис», то есть «моление, прошение». Деисус выражал идею заступничества и милосердия. Фигуры святых в этом ряду обращены к центру — сидящему на троне и в славе Христу. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и другие святые представлены склонившимися и пребывающими в состоянии длительного и глубокого размышления.
Вопрос об авторской принадлежности икон, составляющих иконостас Успенского собора, очень сложен. Подобно всем средневековым мастерам, Андрей Рублев и Даниил Черный работали с артелью, или, как ее чаще называли в Древней Руси, дружиной. Такой метод работы был обусловлен и большими размерами заказа. Обращает на себя внимание неравноценность исполнения двух рассматриваемых деисусных икон. Плохая сохранность первоначальной живописи не позволяет судить о колорите иконы апостола Петра, но заметно слабее ее линейный ритм, грубоваты и тяжелы пропорции. Уступает она иконе апостола Павла и в психологической выразительности. Скорее всего «Апостол Петр» был написан кем-либо из мастерской Андрея Рублева. Большое внимание уделено силуэту. В начале XV века в московской живописи сложился тот чисто иконописный стиль, основой которого стала линия, приобретающая огромное значение не только в пластической трактовке фигуры, но и в передаче внутреннего состояния. Плавность, особая музыкальная ритмичность и выразительность силуэта в высшей степени присущи искусству Андрея Рублева и мастеров его круга.
Иконописец, мастер монументальных росписей и книжных миниатюр.
Еще в молодости постригся в монахи. Предположительно, учился у Прохора с Городца. Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405). Вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире (1408, сохранилось 7 икон праздничного ряда), Троицкий собор (1420-е). Послушник Никона Радонежского. По его заказу создал "Троицу" (1422/1427) – самое известное произведение мастера, ставшее одним из величайших творений мирового искусства. Инок Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей. Самый почитаемый мастер Древней Руси. Возможно, был строителем Спасского собора в Андрониковом монастыре. Для его произведений характерны созерцательность, высокая одухотворенность, глубина и поэтичность образов, особая интонация светлой печали. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Изображения апостолов Петра и Павла входили в большой живописный ансамбль — иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно летописному известию иконостас, как и фресковая роспись собора, был исполнен в 1408 году по велению великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) московскими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым.
Иконостас Успенского собора — самый большой из известных нам памятников этого типа. Сохранились иконы из трех ярусов — деисусного, праздничного и пророческого. Возможно, был еще и четвертый, праотеческий. Размеры икон очень велики: в деисусном ряду они имеют высоту более трех метров. Значительной была и длина иконостаса. Деисусный ряд состоял из пятнадцати или, как полагают, из двадцати одной иконы. Иконы апостолов Петра и Павла составляли часть деисусного чина. Его название происходит от греческого «деисис», то есть «моление, прошение». Деисус выражал идею заступничества и милосердия. Фигуры святых в этом ряду обращены к центру — сидящему на троне и в славе Христу. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и другие святые представлены склонившимися и пребывающими в состоянии длительного и глубокого размышления.
Вопрос об авторской принадлежности икон, составляющих иконостас Успенского собора, очень сложен. Подобно всем средневековым мастерам, Андрей Рублев и Даниил Черный работали с артелью, или, как ее чаще называли в Древней Руси, дружиной. Такой метод работы был обусловлен и большими размерами заказа. Обращает на себя внимание неравноценность исполнения двух рассматриваемых деисусных икон. Плохая сохранность первоначальной живописи не позволяет судить о колорите иконы апостола Петра, но заметно слабее ее линейный ритм, грубоваты и тяжелы пропорции. Уступает она иконе апостола Павла и в психологической выразительности. Скорее всего «Апостол Петр» был написан кем-либо из мастерской Андрея Рублева. Большое внимание уделено силуэту. В начале XV века в московской живописи сложился тот чисто иконописный стиль, основой которого стала линия, приобретающая огромное значение не только в пластической трактовке фигуры, но и в передаче внутреннего состояния. Плавность, особая музыкальная ритмичность и выразительность силуэта в высшей степени присущи искусству Андрея Рублева и мастеров его круга.
Leading Old Russian artist. Little authentic information on his biography exists. Lay brother of the St Sergius Monastery of the Trinity and then the Andronikov Monastery of the Saviour in Moscow. Helped Theophanes the Greek to paint the Cathedral of the Annunciation in the Moscow Kremlin (1405). Worked in Vladimir (1408). The famous Old Testament Trinity icon of the St Sergius Monastery of the Trinity is attributed to Rublev. Canonized by the Russian Orthodox Church (1988). Feast day 4/17 July.