Для этой иконы <происходит из иконостаса Успенского собора во Владимире> характерна плотность и укрупненность фигур, отчего они представляются выдвинутыми вперед. Силуэты двух ангелов первого плана кажутся приземистыми; плотные, довольно темные цвета одежд зрительно „утяжеляют“ фигуры. В особенности колористическое решение произведения, так отличающееся от „прозрачного“, „светящегося“ колорита других московских икон рублевской традиции, заставляет предполагать существование нерусского, возможно, греческого образца, на который ориентировался автор иконы из Успенского собора. Очевидно, что в работе над созданием такого большого комплекса, как соборный иконостас, сопряженной к тому же с работой над стенными росписями храма, принимали участие несколько художников, хотя летопись сообщает только о двух главных мастерах – Данииле и Андрее Рублеве. Поэтому некоторые различия в исполнении икон одного иконостаса не должны удивлять. Своеобразное художественное достоинство „Крещения“ очень высоко. Поражает насыщенность прекрасного синего цвета, который становится то глубокой густой синевой (Иордан, меховая милоть Предтечи), то высветляется до голубого (рыбы в водах реки – древний христианский символ), то в виде голубоватых рефлексов-высветлений ложится на темные одежды, то обозначает складки белой ткани, опоясывающей Христа. Ирина Сосновцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 108.
В синих струях реки среди рыб изображены две маленькие обнаженные фигуры: одна, повернутая спиною, держит на плече опрокинутый кувшин, туловище второй как бы вырастает из двух рыб. Это — символы рек Иор и Дан — отзвук античной традиции изображения божеств местности. В этом обнаруживает себя огромная вековая традиция, на основе которой сложилось искусство Андрея Рублева.
Иконописец, мастер монументальных росписей и книжных миниатюр.
Еще в молодости постригся в монахи. Предположительно, учился у Прохора с Городца. Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405). Вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире (1408, сохранилось 7 икон праздничного ряда), Троицкий собор (1420-е). Послушник Никона Радонежского. По его заказу создал "Троицу" (1422/1427) – самое известное произведение мастера, ставшее одним из величайших творений мирового искусства. Инок Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей. Самый почитаемый мастер Древней Руси. Возможно, был строителем Спасского собора в Андрониковом монастыре. Для его произведений характерны созерцательность, высокая одухотворенность, глубина и поэтичность образов, особая интонация светлой печали. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Для этой иконы <происходит из иконостаса Успенского собора во Владимире> характерна плотность и укрупненность фигур, отчего они представляются выдвинутыми вперед. Силуэты двух ангелов первого плана кажутся приземистыми; плотные, довольно темные цвета одежд зрительно „утяжеляют“ фигуры. В особенности колористическое решение произведения, так отличающееся от „прозрачного“, „светящегося“ колорита других московских икон рублевской традиции, заставляет предполагать существование нерусского, возможно, греческого образца, на который ориентировался автор иконы из Успенского собора. Очевидно, что в работе над созданием такого большого комплекса, как соборный иконостас, сопряженной к тому же с работой над стенными росписями храма, принимали участие несколько художников, хотя летопись сообщает только о двух главных мастерах – Данииле и Андрее Рублеве. Поэтому некоторые различия в исполнении икон одного иконостаса не должны удивлять. Своеобразное художественное достоинство „Крещения“ очень высоко. Поражает насыщенность прекрасного синего цвета, который становится то глубокой густой синевой (Иордан, меховая милоть Предтечи), то высветляется до голубого (рыбы в водах реки – древний христианский символ), то в виде голубоватых рефлексов-высветлений ложится на темные одежды, то обозначает складки белой ткани, опоясывающей Христа. Ирина Сосновцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 108.
В синих струях реки среди рыб изображены две маленькие обнаженные фигуры: одна, повернутая спиною, держит на плече опрокинутый кувшин, туловище второй как бы вырастает из двух рыб. Это — символы рек Иор и Дан — отзвук античной традиции изображения божеств местности. В этом обнаруживает себя огромная вековая традиция, на основе которой сложилось искусство Андрея Рублева.
Leading Old Russian artist. Little authentic information on his biography exists. Lay brother of the St Sergius Monastery of the Trinity and then the Andronikov Monastery of the Saviour in Moscow. Helped Theophanes the Greek to paint the Cathedral of the Annunciation in the Moscow Kremlin (1405). Worked in Vladimir (1408). The famous Old Testament Trinity icon of the St Sergius Monastery of the Trinity is attributed to Rublev. Canonized by the Russian Orthodox Church (1988). Feast day 4/17 July.