Дионисий и мастерская

Богоматерь Одигитрия


Около 1502–1503

Дерево, темпера, левкас. 141,2 x 105,7 x 3

Происходит из местного ряда иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Пост. 1968 из Кирилло-Белозерского музея-заповедника по приказу МК РСФСР


Образ Богоматери на иконе принадлежит к типу Одигитрии, что в переводе с греческого языка означает «путеводительница». Это название связывают с прославленной византийской иконой, хранившейся в Константинополе в монастыре Одегон. На ней Богоматерь была представлена фронтально обращенной к молящимся и держащей на руке благословляющего младенца Христа, указывая на Него как на путь спасения. В течение веков сложилось множество вариантов изображения Богоматери Одигитрии. На Руси широкое распространение получили образы Одигитрии Смоленской, Тихвинской, Иерусалимской, Грузинской и других, отличающиеся деталями, но сохраняющие общую репрезентативную строгость и величие. Представленный вариант изображения Богоматери Одигитрии не имеет прямых аналогий до XVII века, когда иконы подобной иконографии получают распространение под названием Одигитрии Седмиезерской. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 55.

Богоматерь Одигитрия (греч. – Путеводительница) изображена с младенцем Христом на руках, который правой рукой благословляет предстоящих, а левой держит свиток. В отличие от других иконографических типов, представляет собой наиболее торжественный, царственный образ. По преданию, первая Одигитрия была написана евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы.

Икона считалась покровительницей русского государства и его воинства, и поэтому изображение многократно копировалось и было распространено по всей Руси.

Это один из самых выдающихся памятников древнерусского искусства, отличающийся строгим изяществом и утонченностью живописи. Она находилась в так называемом местном (нижнем) ряду иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.), все живописное оформление которого объединено темой прославления величия и милосердия Богородицы.

Раскрыта в ГРМ в 1963-1965 гг. Н. В. Перцевым.



Дионисий и мастерская
ок. 1440 – до 1508

Иконописец, мастер фресковой росписи.
Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон). Принадлежал к званию "детей боярских", то есть находился на государевой службе. Главное сохранившееся произведение мастера – стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал в 1500–1502 "со своими чада" – сыновьями Владимиром и Феодосием. Искусство Дионисия развивало рублевские традиции, внося в них особый вклад.С именем Дионисия связан расцвет живописи конца XV – начала XVI веков. Благодаря ему московская школа заняла главенствующее положение в русской живописи.

Dionysius and Workshop

The Mother of God Hodigitria


Circa 1502–03

Gesso and tempera on wood. 141,2 x 105,7 x 3


This work depicts the Hodigitria (Greek: «she who points the way”) type of Mother of God, named after the famous Byzantine icon from the Hodegon Monastery in Constantinople. The Hodegon icon depicted the Virgin en face, turned to the worshippers and holding the Child, who raises His hand in blessing. Mary points to Christ as the path to salvation. Many different versions of the Mother of God Hodigitria have been painted over the centuries. In Russia, for example, there was the Mother of God Hodigitria of Smolensk, Tikhvin, Jerusalem and Georgia. While differing in the details, all versions retain their common elements of austerity and majesty. This particular variant of the Mother of God Hodigitria has no direct analogies prior to the seventeenth century, when works with a similar iconography known as the Mother of God Hodigitria of the Seven Lakes were popular in Russian art. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 55.



Dionysius and Workshop

Dionysius

Circa 1440 - Before 1508

Old Russian painter of icons and frescoes. Headed a team of artists including two of his sons — Vladimir and Theodosius. Painted the frescoes and iconostasis of the Cathedral of the Dormition in the Moscow Kremlin (1481) and the Cathedral of the Nativity of the Blessed Virgin in the St Ferapont Monastery (1502-03). Created one of the recognised masterpieces of Old Russian icon-painting - The Crucifixion (1500).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library