Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.


Новгород

Первая половина XV века

Четырехчастная икона: Три липовые доски, две односторонние шпонки, ковчег, яичная темпера. . 103 х 76,7 х 1,8

Икона происходит из Георгиевской церкви в Новгороде

Поступила после Выставки памятников древнерусской живописи, организованной Наркомпросом РСФСР в Германии, Англии и Америке в 1929— 1932 годах


Четырехчастная икона была создана в период наивысшего расцвета новгородской иконописи. Точность композиционных решений, смысловая значимость каждого жеста, активность звучных цветовых сочетаний в соединении с высокой одухотворенностью каждого образа позволяют считать икону одним из классических памятников иконописания Великого Новгорода. Символическая соотнесенность четырех композиций многозначна и порождает разные прочтения программы произведения. Само по себе объединение в одной иконе четырех таких изображений весьма необычно. Давно уже была высказана мысль, что все четыре образа объединяются идеей Логоса, Его явления и воплощения. Своеобразным ключом к общему построению четырехчастной иконы становится в этом случае изображение Иоанна и его ученика, который пишет на свитке начальные слова четвертого Евангелия: „И Слово было Бог“. При этом и каждая из сцен связана с тремя другими собственными смысловыми и композиционными „узами“. Так, воскрешение Лазаря – прообраз общего Воскресения – описано только в благовествовании от Иоанна. Одинаковые изображения жертвенных чаш на красном престоле в „Сретении“ и белом покрове стола в сцене явления трех ангелов Аврааму и Сарре создают особое смысловое напряжение между этими двумя композициями. Мотив евангельской жертвы возникает и в „Воскрешении Лазаря“ в жесте покрытых алым мафорием рук Марии. Ирина Сосновцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С.  157.

 

Сложная композиция иконы построена на сочетании четырех самостоятельных и в то же время связанных друг с другом сцен.

В «Воскрешении Лазаря» представлено известное чудо Христа, о котором рассказывается в Евангелии. «Троица Ветхозаветная» — традиционное изображение одного из наиболее крупных праздников христианской церкви, символ триединства божества, выраженный в образе трех странников, посетивших Авраама и Сарру.

В «Сретении» изображается сцена встречи впервые принесенного в храм младенца Христа с предсказавшим его предназначение Симеоном Богоприимцем. Иоанн Богослов — один из евангелистов — показан в момент божественного озарения, диктующим слова Нового завета Прохору. Произведению свойственно удивительное, сказывающееся во всем чувство меры. Оно дает себя знать и в мажорном звучании как бы светоизлучающих красок, и в смелом динамическом  построении  композиции, и в законченности и виртуозности рисунка. Все композиции решены в собственном ключе. При этом присущее каждой из них противопоставление многих отдельных элементов сочетается с гармоничностью целого.

«Воскрешение Лазаря» полно движения. Здесь все построено на контрастах, усиливающих эмоциональность воздействия. Резкость диссонирующих ритмов, в частности как бы взметнувшихся навстречу друг другу горных вершин, оттеняется отчетливым сопоставлением основных цветовых масс: оранжево-теплой и зеленовато-холодной; при этом особенно выразительно звучит киноварный плащ припавшей к ногам Христа сестры Лазаря — Марии. Христос помещен среди своих учеников и почти ничем не выделен, только тревожный ритм складок его одежд подчеркивает значение этого образа.

Композиция «Троицы» более уравновешена. Но и в ней чувствуется противопоставление диагональных линий и округлых форм выделенного размером среднего ангела. В «Сретении» необычайно активны абрисы фигур и групп, усилены паузы между ними.

Сцена «Иоанн Богослов и Прохор» поражает монументальностью форм, предельным лаконизмом, неожиданной динамикой горных вершин. Колорит иконы построен на желтой охре, киновари, коричневом бакане, многообразных оттенках зелени, черной кости и золоте (фон, золотая ассистка узоров). Все особенности произведения, в частности, ярко выраженные архитектоничность и цветовая гармония, характерны для новгородской иконописи XV века, когда она достигла своего самого высокого расцвета. Икона раскрыта в 1919 году в Новгороде.

The Raising of Lazarus, The Old Testament Trinity, The Purification, STs. John the Theologian and Prochorus. Four-parts icon


Novgorod

About 1497

Wood, tempera, gesso.


This icon comes from the Church of St. George in Novgorod. The composition unites four scenes linked to one another. “The Raising of Lazarus” is one of Christ miracles described in the New Testament. “Trinity” is the symbol of spiritual unity in the form of three angels. “The Purification” depicts the scene of the presentation of Christ when he was an infant in a church. St. John the Theologian is represented dictating his revelation to Prochorus. All the features of this icon are characteristic of the Novogorod iconography during the 15th century, when it reached its pinnacle: the sense of proportion, the structured composition and the harmony of colours.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library