Воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, Сретение, Иоанн Богослов с Прохором.


Новгород

Первая половина XV века

Четырехчастная икона: Три липовые доски, две односторонние шпонки, ковчег, яичная темпера. . 103 х 76,7 х 1,8

Икона происходит из Георгиевской церкви в Новгороде

Поступила после Выставки памятников древнерусской живописи, организованной Наркомпросом РСФСР в Германии, Англии и Америке в 1929— 1932 годах


Четырехчастная икона была создана в период наивысшего расцвета новгородской иконописи. Точность композиционных решений, смысловая значимость каждого жеста, активность звучных цветовых сочетаний в соединении с высокой одухотворенностью каждого образа позволяют считать икону одним из классических памятников иконописания Великого Новгорода. Символическая соотнесенность четырех композиций многозначна и порождает разные прочтения программы произведения. Само по себе объединение в одной иконе четырех таких изображений весьма необычно. Давно уже была высказана мысль, что все четыре образа объединяются идеей Логоса, Его явления и воплощения. Своеобразным ключом к общему построению четырехчастной иконы становится в этом случае изображение Иоанна и его ученика, который пишет на свитке начальные слова четвертого Евангелия: «И Слово было Бог». При этом и каждая из сцен связана с тремя другими собственными смысловыми и композиционными «узами». Так, воскрешение Лазаря — прообраз общего Воскресения — описано только в благовествовании от Иоанна. Одинаковые изображения жертвенных чаш на красном престоле в «Сретении» и белом покрове стола в сцене явления трех ангелов Аврааму и Сарре создают особое смысловое напряжение между этими двумя композициями. Мотив евангельской жертвы возникает и в «Воскрешении Лазаря» в жесте покрытых алым мафорием рук Марии. Ирина Сосновцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 157.

The Raising of Lazarus, The Old Testament Trinity, The Purification, STs. John the Theologian and Prochorus. Four-parts icon


Novgorod

About 1497

Wood, tempera, gesso.


This icon comes from the Church of St. George in Novgorod. The composition unites four scenes linked to one another. “The Raising of Lazarus” is one of Christ miracles described in the New Testament. “Trinity” is the symbol of spiritual unity in the form of three angels. “The Purification” depicts the scene of the presentation of Christ when he was an infant in a church. St. John the Theologian is represented dictating his revelation to Prochorus. All the features of this icon are characteristic of the Novogorod iconography during the 15th century, when it reached its pinnacle: the sense of proportion, the structured composition and the harmony of colours.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library