Средник иконы с изображением "Похвалы Богоматери" и ее клейма, иллюстрирующие Акафист (церковное песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник), составляют единую тему, связанные общими образами и символами. Вокруг восседающей на троне Марии одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и атрибуты-символы, с которыми она сравнивается в этих ветхозаветных текстах: Аввакум изображен с горой "приосененной", Иезекииль - с закрытыми вратами, Иеремия - с каменной скрижалью Завета, Иаков - с лествицей, Аарон - с цветущим жезлом, Гедеон - с руном, Моисей - с горящей купиной, Даниил - с горой, Давид - с ковчегом, Исайя - с клещами. Внизу - коленопреклоненный Валаам, месопотамский чародей, указывающий на звезду. В изображения всех праобразовательных символов включены голубые медальоны с образом Богоматери. Пророки прославляют ее как святой "предуготовленный престол", "храм одушевленный", "чертог бессмертия", "скинию богоукрашенную", "вместилище Бога невместимого". Полуфигура Спаса Эммануила над ней - символ воплощенного Христа Предвечного. Ветви голубых побегов, окружающих Богоматерь и Спаса, напоминают о Древе Иессеевом (Ис. 11: 1) и соответствуют многочисленным поэтическим уподоблениям Христа Древу Жизни, а Богоматери — лозе виноградной, раю цветущему. Древо Иессеево символизировало единство Ветхого и Нового Заветов, а прославление Богоматери — "посредницы закона благодати ... яснейшему исполнению всякого пророчества" — раскрывало основной догмат новозаветной церкви о вочеловечившемся Боге.Иконография "Похвалы" сложилась в византийском искусстве. Одним из литературных источников ее могла быть литургическая песнь из канона святого Германа Царьградского (VIII в.).
Оклад иконы "Похвала Богоматери с Акафистом"
Сведения о реставрации
Ярославцев И. П. (c 1961 по 1963)
Состояние сохранности до реставрации:
Икона находилась под серебряным чеканным окладом XVII века. Оклад был снят и перенесен на щит, размеры которого соответствовали размерам иконы. Поверхность иконы была покрыта плотным слоем темной, сильно загрязненной олифы. Имелись значительные шелушения красочного слоя и многочисленные участки со вздутиями и расслоениями левкаса. Просматривалось большое количество проволочных медных гвоздей, прежде крепивших басменный оклад.
Комплекс проведенных мероприятий:
Икона укреплена: многочисленные пропитки осетровым клеем малой концентрации с последующим приглаживанием. Раскрытие оригинала проводилось с помощью монометилового эфира этиленгликоля и скальпелем. Проволочные медные гвозди извлечены, отверстия очищены и замастикованы. Икона в местах утрат тонирована акварелью. Притерта мастичным лаком.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 38-39.
Средник иконы с изображением "Похвалы Богоматери" и ее клейма, иллюстрирующие Акафист (церковное песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник), составляют единую тему, связанные общими образами и символами. Вокруг восседающей на троне Марии одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и атрибуты-символы, с которыми она сравнивается в этих ветхозаветных текстах: Аввакум изображен с горой "приосененной", Иезекииль - с закрытыми вратами, Иеремия - с каменной скрижалью Завета, Иаков - с лествицей, Аарон - с цветущим жезлом, Гедеон - с руном, Моисей - с горящей купиной, Даниил - с горой, Давид - с ковчегом, Исайя - с клещами. Внизу - коленопреклоненный Валаам, месопотамский чародей, указывающий на звезду. В изображения всех праобразовательных символов включены голубые медальоны с образом Богоматери. Пророки прославляют ее как святой "предуготовленный престол", "храм одушевленный", "чертог бессмертия", "скинию богоукрашенную", "вместилище Бога невместимого". Полуфигура Спаса Эммануила над ней - символ воплощенного Христа Предвечного. Ветви голубых побегов, окружающих Богоматерь и Спаса, напоминают о Древе Иессеевом (Ис. 11: 1) и соответствуют многочисленным поэтическим уподоблениям Христа Древу Жизни, а Богоматери — лозе виноградной, раю цветущему. Древо Иессеево символизировало единство Ветхого и Нового Заветов, а прославление Богоматери — "посредницы закона благодати ... яснейшему исполнению всякого пророчества" — раскрывало основной догмат новозаветной церкви о вочеловечившемся Боге.Иконография "Похвалы" сложилась в византийском искусстве. Одним из литературных источников ее могла быть литургическая песнь из канона святого Германа Царьградского (VIII в.).