Икона воспроизводит один из прославленных иконографических типов Пантократора – несохранившийся древний мозаичный образ Христа на воротах Халке в Константинополе. Его отличительной особенностью было изображение оплечного Спаса, без нимба, на фоне креста. Монограммы Христа, расположенные симметрично по четырем сторонам креста, раскрывают символику образа: на иконе представлен Царь Славы, Спаситель, победивший смерть. Об этом свидетельствуют и золотой фон иконы, в настоящее время почти утраченный, и ассист на одеждах. Двухцветный крест за главой Христа напоминает о Его Крестной Жертве. Образ впечатляет аскетической строгостью: красочная палитра почти монохромна, четко выявлен силуэт. Мария Федосеева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 402.
Представленный на иконе иконографический тип «Спаса оглавного», с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к «Спасу Нерукотворному», образу которого также придавался охранительный смысл. Эпитет «Ярое око» подобные изображения получили в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество.
Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства. Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.
Икона воспроизводит один из прославленных иконографических типов Пантократора – несохранившийся древний мозаичный образ Христа на воротах Халке в Константинополе. Его отличительной особенностью было изображение оплечного Спаса, без нимба, на фоне креста. Монограммы Христа, расположенные симметрично по четырем сторонам креста, раскрывают символику образа: на иконе представлен Царь Славы, Спаситель, победивший смерть. Об этом свидетельствуют и золотой фон иконы, в настоящее время почти утраченный, и ассист на одеждах. Двухцветный крест за главой Христа напоминает о Его Крестной Жертве. Образ впечатляет аскетической строгостью: красочная палитра почти монохромна, четко выявлен силуэт. Мария Федосеева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 402.
Представленный на иконе иконографический тип «Спаса оглавного», с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к «Спасу Нерукотворному», образу которого также придавался охранительный смысл. Эпитет «Ярое око» подобные изображения получили в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество.
Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства. Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.