Спас Вседержитель («Ярое око»)


Москва

Конец XIV — начало XV века

Дерево, темпера, левкас, паволока. 107,2 × 78,3 × 3

Пост. в 1913 из коллекции Н. П. Лихачева


Икона воспроизводит один из прославленных иконографических типов Пантократора – несохранившийся древний мозаичный образ Христа на воротах Халке в Константинополе. Его отличительной особенностью было изображение оплечного Спаса, без нимба, на фоне креста. Монограммы Христа, расположенные симметрично по четырем сторонам креста, раскрывают символику образа: на иконе представлен Царь Славы, Спаситель, победивший смерть. Об этом свидетельствуют и золотой фон иконы, в настоящее время почти утраченный, и ассист на одеждах. Двухцветный крест за главой Христа напоминает о Его Крестной Жертве. Образ впечатляет аскетической строгостью: красочная палитра почти монохромна, четко выявлен силуэт. Мария Федосеева //  Иисус Христос. СПб, 2000.  С. 402.

Представленный на иконе иконографический тип «Спаса оглавного», с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к «Спасу Нерукотворному», образу которого также придавался охранительный смысл. Эпитет «Ярое око» подобные изображения получили  в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество.

Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства. Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт  головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая  моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.

Спас Вседержитель («Ярое око»)


Москва

Конец XIV — начало XV века

Wood, tempera, gesso, pavoloka.


Икона воспроизводит один из прославленных иконографических типов Пантократора – несохранившийся древний мозаичный образ Христа на воротах Халке в Константинополе. Его отличительной особенностью было изображение оплечного Спаса, без нимба, на фоне креста. Монограммы Христа, расположенные симметрично по четырем сторонам креста, раскрывают символику образа: на иконе представлен Царь Славы, Спаситель, победивший смерть. Об этом свидетельствуют и золотой фон иконы, в настоящее время почти утраченный, и ассист на одеждах. Двухцветный крест за главой Христа напоминает о Его Крестной Жертве. Образ впечатляет аскетической строгостью: красочная палитра почти монохромна, четко выявлен силуэт. Мария Федосеева //  Иисус Христос. СПб, 2000.  С. 402.

Представленный на иконе иконографический тип «Спаса оглавного», с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к «Спасу Нерукотворному», образу которого также придавался охранительный смысл. Эпитет «Ярое око» подобные изображения получили  в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество.

Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства. Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт  головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая  моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library