На иконе изображены сыновья крестителя Руси великого князя Владимира Святославича — святые мученики Борис и Глеб, вероломно убитые в 1015 году братом Святополком. Иконография святых сформировалась вскоре после их канонизации, не ранее 1037 года (?).
На иконе представлен один из вариантов иконографии: фронтальное изображение святых в рост. Он сложился под влиянием агиографических и богослужебных текстов, подчеркивающих мученический аспект культа святых и их княжеское достоинство, связываемое в первую очередь с воинским подвигом.
В текстах святые князья — защитники земли Русской от неверных. Этим объясняется изображение святых в княжеских одеяниях — хитонах с расшитыми каймами и поясами, шапках с меховыми опушками и плащах-корзно, подбитых горностаевым мехом, и с мечами в руках. Художественные особенности памятника позволяют применить его к работе выдающегося мастера XIV столетия — опытного рисовальщика и превосходного колориста. Икона принадлежит к тем редким произведениям древнерусской живописи, в которых внутреннее содержание образа и средства художественного выражения составляют единое нерасторжимое целое. Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 43.
На иконе представлен один из вариантов иконографии святых князей, вероятно восходящий к их надгробной иконе, установленной над мощами мучеников после их перенесения в Васильевский храм Вышгорода. Князья изображены в рост, во фронтальных позах, с крестами и мечами в руках. Их стройные юношеские фигуры облачены в роскошные княжеские одеяния — хитоны с расшитыми каймами и поясами, шапки с меховой опушкой и плащи-корзна, подбитые горностаевым мехом. Старший, более мужественный Борис изображен с небольшой бородкой, младший, Глеб, — безбородым, с рассыпанными по плечам прядями волос. Различие в возрасте и характере подчеркнуто и позами изображенных. Меч старшего — его прочное основание. Не случайно он уперт в землю, а не приподнят в нерешительности, как у младшего брата. Однако воинское достоинство, столь значимое для князей в повседневной жизни, является в художественном замысле иконы вторичным. Оказавшись в левой руке, меч теряет силу оружия, уступая эту функцию кресту. Главенство мученического аспекта над воинским усугубляется и характером одежд святых князей — отсутствием в них любого намека на доспехи ратника.
Подобная иконография святых князей Бориса и Глеба была распространена не только на Руси, но и в Византии. Одну из икон братьев-мучеников видел в Константинополе в 1200 году Добрыня Ядрейкович — будущий новгородский архиепископ Антоний. Появлению таких образов в странах византийского мира способствовали международные контакты Древней Руси, династические браки между членами великокняжеского дома и высокородными представительницами чужих земель. (Так, согласно летописным сведениям, мать святых Бориса и Глеба была «болгарыней»). Из числа сохранившихся русских икон раннего времени наибольшую близость к иконе из собрания Н. П. Лихачева обнаруживают образы XIII– XIV веков из Саввино-Вишерского монастыря (ныне — в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев) и новгородского Зверина монастыря (около 1399, ГИМ).
Монументальные размеры, глубокий символизм замысла и исключительные художественные достоинства иконы позволяют предполагать, что она являлась храмовым образом древней Борисоглебской церкви, возведенной на территории одного из среднерусских княжеств. Надежда Пивоварова // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 21.
Борис и Глеб (при крещении получившие имена Роман и Давид) — первые и наиболее почитаемые русские святые, младшие сыновья святого равноапостольного Владимира, великого князя киевского (правил с 980 по 1015), крестившего Русь в 988. По преданию, они были убиты в 1015 своим братом Святополком Окаянным, устранявшим претендентов на киевский великокняжеский престол. Канонизированы в Константинополе после 1037 по ходатайству их брата Ярослава Мудрого.
Иконографический тип сложился в XI–XII веках. Образы страстотерпцев Бориса и Глеба соединяют черты мучеников и князей-воинов, заступников за Русскую землю. Ростовский князь Борис изображен с усами и бородой, юный Глеб, княживший в Муроме, – с распущенными по плечам волосами. В руках святых изображены крест – символ мученической смерти, и меч – атрибут княжеской власти.
Среди сохранившихся изображений Бориса и Глеба икона, принадлежащая Русскому музею, является одной из древнейших. Мнения о месте и времени ее создания разноречивы.
Сведения о реставрации
Раскрыта в мастерской иконописцев-реставраторов братьев М. О. и Г. О. Чириковых (1908)
Укрепление (1937–1938)
Укрепление, пробное раскрытие: Перцев Н. В. (1960)
Укрепление (1963, 1965, 1973, 1975, 1978)
Полное раскрытие, реставрация: Голубев С. И. (c 1979 по 1987)
Состояние сохранности до реставрации:
Икона неоднократно укреплялась (1937–1938, 1960, 1963, 1965, 1973, 1975, 1978). Икона находилась под толстым слоем неравномерного по толщине сильно потемневшего лака, который отрывал ослабленный предшествующими реставрациями авторский слой. В покровной пленке содержалось большое количество частиц сажи (прием, известный под названием «колляктурка», для нивелирования живописной поверхности). Оригинал сильно утрачен и перекрыт многочисленными прописками и остатками разновременных записей, которые его существенно искажали. Вдоль стыков досок, по изображениям фигур князей, проходили большие вставки грунта, а также другие – более мелкие. На личном письме многочисленные утраты и потертости, оригинал полностью переписан. Сохранность орнаментов на одеждах князей фрагментарна – орнаменты дополнены при реставрации 1908 года. Края утрат авторского грунта закреплены грязной смоло-восковой мастикой. При реставрации 1908 года по тонировкам и на близлежащих участках оригинала сделаны набрызги черной краской и рисованный кракелюр. Золотой фон иконы сильно потерт и утрачен. На левом предплечье Глеба и ниже на плаще – два участка пробного раскрытия размером 3 х 1 см и 1 х 0,5 см (по устному свидетельству И. В. Ярыгиной, эти пробные раскрытия выполнены, вероятно, Н. В. Перцевым в 1960 году, после того как икона была им укреплена).
Комплекс проведенных мероприятий:
Все раскрытие памятника выполнено под микроскопом с использованием микроскальпеля. Удаление покровной пленки лака производилось при помощи небольших по размеру туго отжатых микрокомпрессов с растворителем, экспозиция которых не превышала трех минут. Затем следовало укрепление раскрытого участка поверхности – использовалась или слабая яично-желтковая эмульсия с последующим приглаживанием фторопластовым шпателем, или раствор осетрового клея малой концентрации. После укрепления производилась довыборка позднейших наслоений – микроскальпелем, всухую. При удалении вертикальных перегрунтовок, проходящих по фигурам князей, были открыты значительные по площади участки авторской живописи. Перегрунтовка, лежащая по остаткам записей и старой олифы, удалялась всухую до границ сохранности оригинала, после чего производилась довыборка всех наслоений по указанной ранее методике. В процессе реставрации на отдельных участках выявлено до четырех слоев записей, которые существенно искажали представление об общем колористическом решении памятника и, кроме того, изменяли авторский рисунок (см., к примеру, личное письмо иконы). На некоторых участках оригинала сохранены записи. В частности, чтобы не разрушать орнамент на одеждах князей, в местах его утрат оставлены правки 1908 года. Грязные смоло-восковые обмазки удалены. Незначительные утраты грунта восполнены реставрационной мастикой, по краям крупных сделана обмазка. Тонировки выполнены акварелью, после чего поверхность иконы притерта лаком. Реставрация иконы «Борис и Глеб» производилась под постоянным контролем Специальной реставрационной комиссии Министерства культуры СССР.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 16.
St Boris and St Gleb were the youngest of the twelve sons of Prince Vladimir of Kiev (978–1015). Boris ruled Rostov and Gleb ruled Murom.After Prince Vladimir’s death in 1015, their brother, Svyatopolk of Turov, seized the throne of Kiev for himself and had the brothers murdered. For his act of fratricide, Svyatopolk became known in Russia as «the cursed”. Boris and Gleb were known for their humility and Christian virtues.
For meekly accepting death and refusing to raise their hands against their brother, they were worshipped as «passion-bearers”. Symbolising Christian meekness in the face of internecine warfare and sibling rivalry, Boris and Gleb were regarded as the first Russian martyrs. Their humble acceptance of death was likened to Christ’s own sacrifice and death on the cross. In 1037, Jaroslav the Wise canonized the two brothers, who became the first Russian saints.
This particular icon depicts the two princes in royal robes, holding crosses and swords. The professional attributes of the work suggest that it was painted by a leading icon-painter in the fourteenth century. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 41.