Изображения Св. Димитрия Солунского — одного из наиболее чтимых византийских воинов-великомучеников, наряду со Св. Георгием, были широко распространены в искусстве византийского мира. Он жил в конце III — начале IV века, происходил из знатного патрицианского рода, был воином, а по некоторым источникам, проконсулом Салоник. Согласно древним мартириумам, пострадал за проповедь христианства при императоре Максимиане в римском городе Сирмиуме, на севере Балкан (память 26 октября). Начиная с VI века имя святого тесно связано с Салониками, где над его останками был возведен храм-санктуарий. На протяжении всего средневековья мартириум Св. Димитрия был одним из самых известных центров паломничества, поскольку мироточивые мощи святого и его чудотворные иконы были наделены большой исцеляющей силой. Димитрия считали небесным покровителем Солуни, мужественным защитником от нападения врагов, устрашавшихся лишь одного его имени, а вид грозного воина-всадника, появлявшегося в видениях и обходившего крепостные стены, внушал им ужас. Вместе с тем, начиная с XIV века, образ воина заметно эволюционирует: в нем подчеркивается не столько мужественная сила и защита, сколько мягкость и созерцательность, самопогруженность.
Аристократический облик Димитрия не типичен для псковского искусства. Но несмотря на свое образное своеобразие, икона является одним из самых значительных произведений этого художественного центра. С предыдущим экспрессивным периодом живописи древнего Пскова икону роднит определенная психологическая напряженность лика. Характерны для нее колорит, построенный на сочетании киновари, зелени и земляных красок, ассист на одеждах, манера исполнения личного письма, темный серо-оливковый санкирь и сильно разбеленное, лишенное подрумянки охрение. Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 58.
Обнаружена в церкви великомученицы Варвары во Пскове; вывезена экспедицией ГЦХРМ в 1926 году. Раскрыта в 1926–1927 годах в ЦГРМ.
Proconsul of Thessalonika in the fourth century, St Demetrios of Soluneia was put to death for preaching Christianity in the Roman town of Sirmium in the northern Balkans. His feast-day is celebrated on 26 October. St Demetrios ranks alongside St George of Cappadocia as one of the most popular holy warriors in Orthodoxy. The epitome of heroism on the field of battle, he is the patron saint of soldiers in Russia. In the fourteenth century, the Russian Orthodox Church even established a special religious festival of St Demetrios in commemoration of those who died at the Battle of Kulikovo in 1380.
The image of St Demetrios of Soluneia evolved in the fourteenth century, when the courageous warrior and defender grew more contemplative and self-immersed. Although the aristocratic appearance of the saint in this particular icon is unusual, many other features are typical of Pskov art — the combination of cinnabar, green and earthy tones, the gold assist on the clothes, the facial painting, the dark grey-olive undercoat and the bleached ochre cheeks. The tension on the subject’s face date from the preceding period of psychological expression in the history of the school. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 58.