Успение


Новгород

Первая половина XVI века

Дерево, темпера, левкас. 146,6 x 117,5 x 3,6

Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора в Кеми, Карелия

Пост. в 1960 из экспедиции ГРМ в Карельскую АССР (от Исполкома г. Кемь)


Успение Богородицы – Великий праздник Православной Церкви, установленный в воспоминание об успении Девы Марии в Гефсимании, недалеко от Иерусалима. Композиция Успение Богородицы основана на апокрифических текстах ("Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы", "Слово Иоанна епископа Солунского", а также "Слова" Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина).

 

Происходивший в конце XV − первой половине XVI веков процесс усложнения иконографии сцен Богородичных праздников получил наиболее яркое выражение в композициях "Успение Богоматери". Использование многочисленных литературных источников − апокрифических сказаний, текстов служб и творений отцов церкви − превращает ранее немногословную, но емкую композицию в излишне детализированное и насыщенное повествование, нередко дословно цитирующее иллюстрируемый текст. Пример подобной трансформации дает икона "Успение Богоматери" из Успенского собора в Кеми.

Стремлением дать максимально подробный рассказ о событии объясняется совмещение на иконе разновременных эпизодов, описанных в "Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы". Явление Иисуса Христа в Иерусалим к смертному одру матери для принятия ее души, эпизод с отсечением рук иудея Авфонии, посягнувшего на неприкосновенность одра при выносе тела из Иерусалима, вознесение Богоматери "во плоти" и восхищение апостолов на облаках — все эти эпизоды трактованы на иконе как одновременные.

Не только подбор персонажей, но даже самый характер группировки фигур, позы и жесты изображенных в центральной сцене очевидцев смерти Пресвятой Девы находят обоснование в текстах "Слов на Успение" Иоанна Богослова и Андрея Критского, в песнопениях Богородичного праздника. Наиболее выразительную особенность композиции кемской иконы составляет присутствие в сцене изображений архангелов и ветхозаветных пророков, фигура одного из которых — Царя Давида — намеренно выделена с левой стороны от Христа во славе. Согласно тексту Иоанна Богослова, входящую в Рай Богоматерь приветствовал именно Царь Давид, роду которого она была обязана своим происхождением. Надежда Пивоварова // Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 49.

Вывезена экспедицией Государственного Русского музея в 1960 году.

Успение


Новгород

Первая половина XVI века

Wood, tempera, gesso.


Успение Богородицы – Великий праздник Православной Церкви, установленный в воспоминание об успении Девы Марии в Гефсимании, недалеко от Иерусалима. Композиция Успение Богородицы основана на апокрифических текстах ("Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы", "Слово Иоанна епископа Солунского", а также "Слова" Андрея Критского и Германа патриарха Константинопольского, каноны на Успение Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина).

 

Происходивший в конце XV − первой половине XVI веков процесс усложнения иконографии сцен Богородичных праздников получил наиболее яркое выражение в композициях "Успение Богоматери". Использование многочисленных литературных источников − апокрифических сказаний, текстов служб и творений отцов церкви − превращает ранее немногословную, но емкую композицию в излишне детализированное и насыщенное повествование, нередко дословно цитирующее иллюстрируемый текст. Пример подобной трансформации дает икона "Успение Богоматери" из Успенского собора в Кеми.

Стремлением дать максимально подробный рассказ о событии объясняется совмещение на иконе разновременных эпизодов, описанных в "Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы". Явление Иисуса Христа в Иерусалим к смертному одру матери для принятия ее души, эпизод с отсечением рук иудея Авфонии, посягнувшего на неприкосновенность одра при выносе тела из Иерусалима, вознесение Богоматери "во плоти" и восхищение апостолов на облаках — все эти эпизоды трактованы на иконе как одновременные.

Не только подбор персонажей, но даже самый характер группировки фигур, позы и жесты изображенных в центральной сцене очевидцев смерти Пресвятой Девы находят обоснование в текстах "Слов на Успение" Иоанна Богослова и Андрея Критского, в песнопениях Богородичного праздника. Наиболее выразительную особенность композиции кемской иконы составляет присутствие в сцене изображений архангелов и ветхозаветных пророков, фигура одного из которых — Царя Давида — намеренно выделена с левой стороны от Христа во славе. Согласно тексту Иоанна Богослова, входящую в Рай Богоматерь приветствовал именно Царь Давид, роду которого она была обязана своим происхождением. Надежда Пивоварова // Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 49.

Вывезена экспедицией Государственного Русского музея в 1960 году.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library