Картина «Девятый вал» — самое популярное и прославленное произведение Айвазовского.Она была приобретена для русской галереи Эрмитажа и стала одной из первых картин в коллекции созданного в 1897 году Русского музея императора Александра III. Романтические черты органично переплелись в этой картине с остро реалистическим видением, эмоциональная стихия соединилась с неоднозначностью и глубиной жизненного рассказа. Грядет девятый вал — самая грозная, самая разрушительная, самая мощная волна, по бытующему в народе преданию. Но тьма ночи уже прорезана светом надежды, отчаянная воля к спасению, сдается, победит разбушевавшийся океан. Разумеется, картина эта должна была восприниматься и в иносказательном смысле, обрести для многих поколений символическое значение, вселять веру в победу человека, человечества, жизни. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 167.
Ко времени создания этой известной картины, ставшей вершиной его первого, романтического, периода, живописец успел завоевать международную известность и признание среди крупнейших авторитетов. Особенности творчества мастера прослеживаются здесь исключительно ярко и определенно.
Свои полотна художник писал по памяти, в мастерской. По словам автора, "движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта".
Картина была приобретена для русской галереи Эрмитажа и стала одной из первых картин в коллекции открытого в 1898 году Русского музея императора Александра III.
Две бури. Иван Айвазовский. Онлайн-курс «Я и картина» (20:13) |
Творческая мастерская. Пишем марину. Онлайн-курс «Я и картина» (4:38) |
Живописец-маринист. Почетный член Императорской Академии художеств с 1887, профессор.
Член Римской Академии Св. Луки, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской академий художеств.Кавалер ордена Почетного легиона. Член Русского географического общества.Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М. Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833). В 1838–1840 – пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844). Живописец Главного морского штаба. В 1845 совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф. П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского). Сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Написал около 6000 картин. Автор морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.
The Ninth Wave is probably Aivazovsky’s most famous and popular work. Originally acquired for the Imperial Hermitage, it was one of the first paintings in the collection of the Emperor Alexander III Russian Museum in 1897. The ninth wave — in popular legend, the most terrible, powerful and destructive wave — is fast approaching. Yet the darkness of the night is broken by the light of hope. A small group of people cling to the wreckage of the ship’s mast, which seems a more reliable refuge at dawn than it did in the darkness of the night. The desperate attempts to survive will conquer the stormy sea. The Ninth Wave was, of course, also interpreted allegorically. The painting acquired symbolic meaning for many generations, instilling faith in the victory of man, humanity and life. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 165.
Theodosia Painter, graphic artist. Studied at the Imperial Academy of Arts (1833-1838). Fellow of the Imperial Academy of Arts in the Crimea and Italy (1838-1844). Academician (1844), professor (1847), honorary member of the Imperial Academy of Arts (1887). Member of the Accademia di San Luca in Rome (1840) and the academies of Paris (1843), Amsterdam (1845), Florence (1875) and Stuttgart (1879). Contributed to around 120 exhibitions (from 1835). Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1835-1900), Paris Salon (1843, 1879), Society of Exhibitions of Works of An (1876-1883), Moscow Society of Lovers of the Arts (1881), Pan-Russian Exhibitions in Moscow (1882) and Nizhny Novgorod (1896), International Exhibitions in Philadelphia (1876), Munich (1879) and Berlin (1886) and the World Exhibitions in Paris (1858, 1878), London (1863) and Chicago (1893). Awarded the Legion d'honneur (1857). Lived and worked in Theodosia, where he founded the General Art Studios (1865) and the Theodosia Picture Gallery (1880).