Сазонов (Созонов) Василий Кондратьевич

Донской на Куликовом поле


1824

Холст, масло. 131,5 х 194

Пост. в 1897 из Императорского Эрмитажа


Князь Димитрий Иванович (1350–1389) правил Москвой после 1359 года. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 года татары потерпели сокрушительное поражение в битве на Куликовом поле, за что князь Дмитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. 100 000 воинов во главе с князем Димитрием вышло из ворот Кремля навстречу врагу. Они героически сражались на Куликовом поле. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери оказались огромными, но сражение было выиграно. Дмитрий Донской был тяжело ранен.

За эту картину и за копии с картин Караваджо «Положение во гроб» и Тициана «Любовь земная и небесная» и за другие картины в 1830 году Сазонов получил звание академика.

Сазонов (Созонов) Василий Кондратьевич
Около 1789, Гомель Могалевской губ. − 1870, Санкт-Петербург

Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал также образа.

Крепостной графа Н. П. Румянцева. 13 августа 1804 Совет ИАХ определил "мальчика Василья Кондратьева сына Созонова принять в число пенсионеров, а за содержание его и обучение деньги по двести рублей в год получить от Его Сиятельства графа Николая Петровича Румянцева" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 462). Учился у Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1809 удостоен второй серебряной медали, в 1810 отпущен Н. П. Румянцевым "вечно на волю" „в уважение таковых талантов его" и с обязательством "вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 548). В 1810 и 1811 получил вторые серебряные медали за рисунки с натуры, в 1811 и 1812 за программы "Царь Иоанн Васильевич отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину" и "Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества" − вторые золотые. В 1813 удостоен первой золотой медали за программу "Верность Богу и государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном". В 1815 окончил ИАХ в числе "вольных пенсионеров" и был помещен на казенное содержание. 30 июня 1817 "живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие край" было объявлено, что "отправления сего уже ожидать не могут". Двадцати художникам, "для которых Академия весь свой долг воспитания и обучения исполнила", было предложено "приискать себе свойственную способностям своим службу". В июле 1818 ходатайствует об отправлении его в Италию "для усовершенствования в художестве" вместе с академическими пенсионерами (на средства Н. П. Румянцева). В конце июля отплыл из России на корабле "Елизавета". В Италии исполнил картины "Марфа Посадница" (1822), "Кесарю кесарево" (1823−1824), "Первая встреча князя Игоря с Ольгой" (1824, ГТГ). В 1826 вернулся в Россию. 1 февраля 1830 представил в ИАХ исполненный по заказу графа А. И. Остермана-Толстого "портрет Его Сиятельства в ту минуту, когда он, раненный при Кульме, выдержал операцию и смотрит на оканчивающееся вдали сражение" (Петров. Ч. 2.1865. С. 253). В 1830 удостоен звания академика, тогда же ИАХ была приобретена исполненная в Риме копия с картины Тициана "Любовь земная и любовь небесная". Летом 1831 работал над образами для церкви в Ахалцыхе, которыми ИАХ осталась недовольна (РГИА, ф. 789, оп. 1, ч.2.1832, д. 1580, л. 1-3). Писал образа для Троице-Измайловского собора (1835), Казанского собора (1836), церквей Петербурга, Царского Села и Петергофа. В 1835−1836 работал в Варшаве. В 1842 писал эскизы образов для вновь строящейся Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка.

Sazonov (Sozonov) Vasily Kondratyevich

Dmitry of the Don in the Kulikovo Battlefield


1824

Canvas, oil.


Князь Димитрий Иванович (1350–1389) правил Москвой после 1359 года. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 года татары потерпели сокрушительное поражение в битве на Куликовом поле, за что князь Дмитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. 100 000 воинов во главе с князем Димитрием вышло из ворот Кремля навстречу врагу. Они героически сражались на Куликовом поле. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери оказались огромными, но сражение было выиграно. Дмитрий Донской был тяжело ранен.

За эту картину и за копии с картин Караваджо «Положение во гроб» и Тициана «Любовь земная и небесная» и за другие картины в 1830 году Сазонов получил звание академика.

Sazonov (Sozonov) Vasily Kondratyevich
Около 1789, Гомель Могалевской губ. − 1870, Санкт-Петербург

Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал также образа.

Крепостной графа Н. П. Румянцева. 13 августа 1804 Совет ИАХ определил "мальчика Василья Кондратьева сына Созонова принять в число пенсионеров, а за содержание его и обучение деньги по двести рублей в год получить от Его Сиятельства графа Николая Петровича Румянцева" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 462). Учился у Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1809 удостоен второй серебряной медали, в 1810 отпущен Н. П. Румянцевым "вечно на волю" „в уважение таковых талантов его" и с обязательством "вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 548). В 1810 и 1811 получил вторые серебряные медали за рисунки с натуры, в 1811 и 1812 за программы "Царь Иоанн Васильевич отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину" и "Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества" − вторые золотые. В 1813 удостоен первой золотой медали за программу "Верность Богу и государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном". В 1815 окончил ИАХ в числе "вольных пенсионеров" и был помещен на казенное содержание. 30 июня 1817 "живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие край" было объявлено, что "отправления сего уже ожидать не могут". Двадцати художникам, "для которых Академия весь свой долг воспитания и обучения исполнила", было предложено "приискать себе свойственную способностям своим службу". В июле 1818 ходатайствует об отправлении его в Италию "для усовершенствования в художестве" вместе с академическими пенсионерами (на средства Н. П. Румянцева). В конце июля отплыл из России на корабле "Елизавета". В Италии исполнил картины "Марфа Посадница" (1822), "Кесарю кесарево" (1823−1824), "Первая встреча князя Игоря с Ольгой" (1824, ГТГ). В 1826 вернулся в Россию. 1 февраля 1830 представил в ИАХ исполненный по заказу графа А. И. Остермана-Толстого "портрет Его Сиятельства в ту минуту, когда он, раненный при Кульме, выдержал операцию и смотрит на оканчивающееся вдали сражение" (Петров. Ч. 2.1865. С. 253). В 1830 удостоен звания академика, тогда же ИАХ была приобретена исполненная в Риме копия с картины Тициана "Любовь земная и любовь небесная". Летом 1831 работал над образами для церкви в Ахалцыхе, которыми ИАХ осталась недовольна (РГИА, ф. 789, оп. 1, ч.2.1832, д. 1580, л. 1-3). Писал образа для Троице-Измайловского собора (1835), Казанского собора (1836), церквей Петербурга, Царского Села и Петергофа. В 1835−1836 работал в Варшаве. В 1842 писал эскизы образов для вновь строящейся Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library