8 сентября 1380 года на Куликовом поле в верховьях реки Дон состоялась битва между русскими во главе с московским князем Дмитрием (1350–1389) и войском Золотой Орды во главе с Мамаем. В этом сражении князь Дмитрий проявил выдающийся воинский талант. Сам он был тяжело ранен, но смог добраться до леса, где и был найден после боя без сознания. За победу в Куликовской битве был прозван Донским. Канонизирован Русской Православной Церковью (1988). Все три картины (Василия Сазонова, Ивана Угрюмова (Ж-12044) и Ореста Кипренского (Ж-5129) написаны по программе, данной Советом Академии художеств. Сюжет взят из сочинения Василия Татищева «История российская с самых древнейших времен». 28 декабря 1830 года за эту картину Совет Академии художеств присвоил Василию Са зонову звание академика. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 29.
8 сентября 1380. Куликовская битва
Ранним утром на Куликовом поле между Доном и Непрядвой началась битва, в которой русские войска наголову разгромили полчища монгольского хана Мамая. Согласно летописным источникам, началась она с поединка богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они погибли на месте. После этого в бой вступили войска. Князь Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. За эту победу, ставшую прологом к обретению полной независимости от Орды, князь Дмитрий получил прозвание Донской. В 1988 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.
Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал также образа.
Крепостной графа Н. П. Румянцева. 13 августа 1804 Совет ИАХ определил "мальчика Василья Кондратьева сына Созонова принять в число пенсионеров, а за содержание его и обучение деньги по двести рублей в год получить от Его Сиятельства графа Николая Петровича Румянцева" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 462). Учился у Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1809 удостоен второй серебряной медали, в 1810 отпущен Н. П. Румянцевым "вечно на волю" „в уважение таковых талантов его" и с обязательством "вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 548). В 1810 и 1811 получил вторые серебряные медали за рисунки с натуры, в 1811 и 1812 за программы "Царь Иоанн Васильевич отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину" и "Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества" − вторые золотые. В 1813 удостоен первой золотой медали за программу "Верность Богу и государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном". В 1815 окончил ИАХ в числе "вольных пенсионеров" и был помещен на казенное содержание. 30 июня 1817 "живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие край" было объявлено, что "отправления сего уже ожидать не могут". Двадцати художникам, "для которых Академия весь свой долг воспитания и обучения исполнила", было предложено "приискать себе свойственную способностям своим службу". В июле 1818 ходатайствует об отправлении его в Италию "для усовершенствования в художестве" вместе с академическими пенсионерами (на средства Н. П. Румянцева). В конце июля отплыл из России на корабле "Елизавета". В Италии исполнил картины "Марфа Посадница" (1822), "Кесарю кесарево" (1823−1824), "Первая встреча князя Игоря с Ольгой" (1824, ГТГ). В 1826 вернулся в Россию. 1 февраля 1830 представил в ИАХ исполненный по заказу графа А. И. Остермана-Толстого "портрет Его Сиятельства в ту минуту, когда он, раненный при Кульме, выдержал операцию и смотрит на оканчивающееся вдали сражение" (Петров. Ч. 2.1865. С. 253). В 1830 удостоен звания академика, тогда же ИАХ была приобретена исполненная в Риме копия с картины Тициана "Любовь земная и любовь небесная". Летом 1831 работал над образами для церкви в Ахалцыхе, которыми ИАХ осталась недовольна (РГИА, ф. 789, оп. 1, ч.2.1832, д. 1580, л. 1-3). Писал образа для Троице-Измайловского собора (1835), Казанского собора (1836), церквей Петербурга, Царского Села и Петергофа. В 1835−1836 работал в Варшаве. В 1842 писал эскизы образов для вновь строящейся Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка.
8 сентября 1380 года на Куликовом поле в верховьях реки Дон состоялась битва между русскими во главе с московским князем Дмитрием (1350–1389) и войском Золотой Орды во главе с Мамаем. В этом сражении князь Дмитрий проявил выдающийся воинский талант. Сам он был тяжело ранен, но смог добраться до леса, где и был найден после боя без сознания. За победу в Куликовской битве был прозван Донским. Канонизирован Русской Православной Церковью (1988). Все три картины (Василия Сазонова, Ивана Угрюмова (Ж-12044) и Ореста Кипренского (Ж-5129) написаны по программе, данной Советом Академии художеств. Сюжет взят из сочинения Василия Татищева «История российская с самых древнейших времен». 28 декабря 1830 года за эту картину Совет Академии художеств присвоил Василию Са зонову звание академика. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 29.
8 сентября 1380. Куликовская битва
Ранним утром на Куликовом поле между Доном и Непрядвой началась битва, в которой русские войска наголову разгромили полчища монгольского хана Мамая. Согласно летописным источникам, началась она с поединка богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они погибли на месте. После этого в бой вступили войска. Князь Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. За эту победу, ставшую прологом к обретению полной независимости от Орды, князь Дмитрий получил прозвание Донской. В 1988 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 16-17.
Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал также образа.
Крепостной графа Н. П. Румянцева. 13 августа 1804 Совет ИАХ определил "мальчика Василья Кондратьева сына Созонова принять в число пенсионеров, а за содержание его и обучение деньги по двести рублей в год получить от Его Сиятельства графа Николая Петровича Румянцева" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 462). Учился у Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1809 удостоен второй серебряной медали, в 1810 отпущен Н. П. Румянцевым "вечно на волю" „в уважение таковых талантов его" и с обязательством "вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 548). В 1810 и 1811 получил вторые серебряные медали за рисунки с натуры, в 1811 и 1812 за программы "Царь Иоанн Васильевич отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину" и "Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества" − вторые золотые. В 1813 удостоен первой золотой медали за программу "Верность Богу и государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном". В 1815 окончил ИАХ в числе "вольных пенсионеров" и был помещен на казенное содержание. 30 июня 1817 "живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие край" было объявлено, что "отправления сего уже ожидать не могут". Двадцати художникам, "для которых Академия весь свой долг воспитания и обучения исполнила", было предложено "приискать себе свойственную способностям своим службу". В июле 1818 ходатайствует об отправлении его в Италию "для усовершенствования в художестве" вместе с академическими пенсионерами (на средства Н. П. Румянцева). В конце июля отплыл из России на корабле "Елизавета". В Италии исполнил картины "Марфа Посадница" (1822), "Кесарю кесарево" (1823−1824), "Первая встреча князя Игоря с Ольгой" (1824, ГТГ). В 1826 вернулся в Россию. 1 февраля 1830 представил в ИАХ исполненный по заказу графа А. И. Остермана-Толстого "портрет Его Сиятельства в ту минуту, когда он, раненный при Кульме, выдержал операцию и смотрит на оканчивающееся вдали сражение" (Петров. Ч. 2.1865. С. 253). В 1830 удостоен звания академика, тогда же ИАХ была приобретена исполненная в Риме копия с картины Тициана "Любовь земная и любовь небесная". Летом 1831 работал над образами для церкви в Ахалцыхе, которыми ИАХ осталась недовольна (РГИА, ф. 789, оп. 1, ч.2.1832, д. 1580, л. 1-3). Писал образа для Троице-Измайловского собора (1835), Казанского собора (1836), церквей Петербурга, Царского Села и Петергофа. В 1835−1836 работал в Варшаве. В 1842 писал эскизы образов для вновь строящейся Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка.