Этот пейзаж был написан Щедриным для графини В. П. Шуваловой-Полье. Одна из самых законченных и продуманных композиций художника. Характерен выбор точки зрения. Динамический срез холста слева как бы предполагает продолжение оживленной перспективы с фланкирующей, отдыхающей, предающейся обыденным занятиям шумливой толпой неаполитанского простонародья. Здесь и отдыхающие рыбаки, и женщина, перебирающая волосы дочери (жизненность этой сценки подтверждается наброском в альбоме художника). Однако в этой толпе, рассыпавшейся по набережной, царит порядок и композиционное равновесие. Щедрин достиг его особым распределением живописных масс и цвета. Набережная Мерджеллина продолжает на запад знаменитую Ривьеру ди Кьяйя в направлении Позилиппо. В начале дороги – деревянный крест с распятием. Справа, у горизонта, на мысу над водой, церковь Саннадзаро, посвященная Богоматери. Слева у кромки – характерный силуэт скалистого острова Капри.
Живописец-пейзажист.
Родился в Петербурге в семье скульптора Ф.Ф. Щедрина. Его первым учителем был дядя – С. Ф. Щедрин, профессор "ландшафтного класса" Академии. Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева (1806–1811). В 1811 оставлен в Академии "для усовершенствования". Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. В летние месяцы жил и работал в окрестностях Неаполя – Сорренто, Амальфи, Капри. Один из наиболее одаренных русских пейзажистов. Выработал свой собственный тип пейзажа. Часто варьируя один и тот же мотив, художник создал серии пейзажей "Новый Рим", "Водопады в Тиволи", "Веранды и гроты". Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской "школы Позилиппо".
This landscape was painted by Shchedrin for countess V.N. Shuvalova-Polier. One of the most complete and elaborated paintings of the artist. The choice of the point of view is characteristic. The dynamic cut of the canvas on the left implies the continuation of a vibrant perspective with flanking, resting, indulging in trivial pursuits, noisy crowd of the Neapolitan common people. Here are resting fishermen, as well as a woman brushing her daughter's hair (the verisimilitude of this scene is confirmed by the sketch in the artist’s album). However, in this crowd scattered along the quay, there is order and compositional balance. Shchedrin reached it by a special distribution of picturesque masses and colours. Mergellina waterfront extends the famous Riviera di Chiaia to the west in the direction of Posillipo. In the beginning of the road there is a wooden cross with a crucifix. On the right, near the horizon, on a promontory above the water, there is the Church of San Nazaro, dedicated to the Virgin. On the left near the edge there is a characteristic silhouette of the rocky island of Capri.
Painter, landscapist. Son of Feodosius Schedrin, professor of sculpture at the Imperial Academy of Arts. Studied landscape painting under Mikhail Ivanov at the Imperial Academy of Arts (from 1800). Awarded a major gold medal (1811) and first-class certificate (1812). Remained at the Imperial Academy of Arts to perfect his art. Contributed to exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1813-15, 1820, 1824, 1827) and the Society for the Encouragement of Artists (1826-27). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy (1818). Settled in Rome. Lived in Naples (1819-20), Rome, Tivoli, Subiaco and Albano (1821-25) and Naples, Sorrento, Amalfi and Capri (1825-30). Travelled across north Italy and Switzerland (1829). Died and buried in Sorrento (1830).