Брюллов К. П.

Портрет Е. П. Салтыковой


1841

Холст, масло. 200 х 142

Пост. в 1919 из Бюро отдела охраны и учета памятников искусства и старины (собрание Л. С. Салтыковой), Петроград


Светлейшая княгиня Салтыкова Елизавета Павловна (урожд. графиня Строганова; 1802–1863) – дочь генерал-адьютанта П. А. Строганова (1774—1817) и его жены Софьи Владимировны (урожд. Голицыной; 1775—1845). Была замужем за светлейшим князем И. Д. Салтыковым (1797–1832).

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 135.

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович
1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима

Живописец, акварелист, рисовальщик.

Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. Луки в Риме, профессор Флорентийской Академии художеств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств.Первоначальные художественные навыки получил у отца - академика "орнаментной скульптуры" и живописца-декоратора П.И. Брюлло. Учился в Академии художеств у А. И. Иванова и А. Е. Егорова (1809-1822). В 1822-1835 - пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников. Работал в Риме, Милане, Неаполе. За картину "Последний день Помпеи" (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836).

По возвращении в Россию жил в Петербурге. В 1836-1849 преподавал в Академии художеств, профессор, вел класс исторической живописи. В 1842-1847 исполнял монументальные росписи для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. С 1849 жил за пределами России, с 1850 - в Италии. Крупнейший представитель академической исторической живописи, автор многочисленных портретов, в том числе ряда композиционных портретов-картин.

Сведения о реставрации

Минин А. В. (1999)

Состояние сохранности до реставрации:

Картина написана на тонком холсте. Многослойный грунт, имеющий значительную толщину, со временем стал повреждаться кракелюром. Тонкий холст был не в состоянии удерживать такие мощные трещины живописи. В результате появились сильные втянутости авторского холста, деформирующегося по кракелюру. На лицевой стороне кракелюр не только ломал плоскость картины и мешал восприятию изображения, но и создавал значительную угрозу разрушения красочного слоя. Старые реставрационные мастиковки лежали ниже уровня авторской живописи, тонировки потемнели, что в совокупности ухудшало экспозиционный вид картины. Слои лака со временем потеряли прозрачность и потемнели.

Комплекс проведенных мероприятий:

Основной задачей реставрации было остановить развитие кракелюра, уложить в плоскость имеющиеся приподнятости живописи и изломы. Для этого было проведено комплексное укрепление красочного слоя и грунта, которое позволило полностью решить поставленную задачу. Чтобы зафиксировать результат консервации, авторская основа была усилена дублировочным холстом. Картина была натянута на подрамник, с живописи удалены поверхностные загрязнения. После этого была проведена деликатная работа по утоньшению и выравниванию лаковой пленки. Операция требовала особой осторожности, так как в процессе создания картины художник использовал в качестве подкладки на некоторых элементах изображения сусальное серебро и прозрачные лессировки. В места утрат был подведен реставрационный грунт, старые мастиковки выровнены. Выполнены реставрационные тонировки. Портрет преобразился в раскрывшемся цветовом богатстве и стал жемчужиной постоянной экспозиции.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 108-109.

Brullov K. P.

Portrait of the Most Serene Princess Elizaveta Saltykova


1841

Oil on canvas. 200 х 142


Karl Brullov painted a watercolour portrait of Princess Elizaveta Saltykova in Italy in 1833. Their friendship continued in St Petersburg. Most Serene Princess Elizaveta Pavlovna Saltykova (1802–1863): Born Countess Elizaveta Stroganova. Daughter of adjutant-general Pavel Stroganov (1774–1817) and his wife Sofia Golitsyna (1775–1845). Married the Most Serene Prince Ivan Saltykov (1797–1832).

Brullov (Bruleau) Karl Pavlovich
1799, St Petersburg -1852, Manziana (near Rome)

Painter, watercolourist, draughtsman, history painter, portraitist, genre painter, mural painter. Born into an artistic family. Studied under Anton Ivanov, Alexei Yegorov and Vasily Shebuyev at the Imperial Academy of Arts (1809-22), graduated with a first-class gold medal. Sent to Italy by the Society for the Encouragement of Arts (1822-35). Worked in Milan, Naples and Rome. Won fame in Europe as a portraitist and history painter for such works as The Last Day of Pompeii (1827-33, Russian Museum. St Petersburg)- Returned to Russia and lived in St Petersburg. Honorary freeman (1834), second-degree professor (1835) and first-degree professor (1846) of the Imperial Academy of Arts, where he taught history painting, enjoying the love and respect of his many students. Professor of the Accademia di Belle Arti in Florence. Contributed to exhibitions in Rome, Milan, Paris and St Petersburg. Went abroad on the advice of doctors (1849), settled in Italy (1850).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library