Григорий Сорока ‒ один из зачинателей русского национального пейзажа. Судьба художника была трагичной. Крепостной помещика Н. П. Милюкова, он жил в его имении «Островки», где исполнял обязанности садовника. Прозвище "Сорока", позже перешедшее в фамилию, вероятно, получил еще в детстве в связи с бойким любознательным характером. В 1842 году художник А. Г. Венецианов обратил внимание на одаренного юношу и начал обучать его живописи в своей художественной школе в деревне Сафонково, расположенной в тридцати верстах от Островков. Попытки Венецианова добиться у помещика освобождения Сороки остались безуспешными. Художник покончил с собой 10 апреля 1864 года после того, как был приговорен к телесному наказанию в результате тяжбы со своим бывшим хозяином.
В картине "Вид на плотину" запечатлено имение Спасское Тамбовской губернии, принадлежавшее дворянам Лепехиным. Подтверждением этого являются и одежды отдыхающих крестьянок, характерные для южнорусских губерний: навершник – накидка (типа туники) поверх ситцевого темного платья, шерстяной желтик – короткое верхнее женское платье с короткими же рукавами, разрезом спереди и красными полосами, крашенный ольховой корой.
Мать Н. П. Милюкова – Прасковья Васильевна (урожд. Лепехина). Вероятно, для написания родных мест матери помещика художник и был перевезен в Тамбовскую губернию.
Живописец, пейзажист, портретист.
Родился в д. Покровская Тверской губернии. Крепостной, жил в имении "Островки" помещика Н. П. Милюкова, исполняя обязанности садовника. С 1842 учился у А. Г. Венецианова в д. Сафонково Тверской губернии. С конца 1850-х занимался живописью с учениками из крепостных. Венецианову не удалось добиться его освобождения. Получил личную свободу только в результате реформы 1861. Покончил с собой после того, как был приговорен к телесному наказанию в результате тяжбы со своим бывшим хозяином. Черты "наивности" и "примитива" в его произведениях сочетаются со стремлением к точной конкретной передаче деталей пейзажа и интерьера.
Григорий Сорока ‒ один из зачинателей русского национального пейзажа. Судьба художника была трагичной. Крепостной помещика Н. П. Милюкова, он жил в его имении «Островки», где исполнял обязанности садовника. Прозвище "Сорока", позже перешедшее в фамилию, вероятно, получил еще в детстве в связи с бойким любознательным характером. В 1842 году художник А. Г. Венецианов обратил внимание на одаренного юношу и начал обучать его живописи в своей художественной школе в деревне Сафонково, расположенной в тридцати верстах от Островков. Попытки Венецианова добиться у помещика освобождения Сороки остались безуспешными. Художник покончил с собой 10 апреля 1864 года после того, как был приговорен к телесному наказанию в результате тяжбы со своим бывшим хозяином.
В картине "Вид на плотину" запечатлено имение Спасское Тамбовской губернии, принадлежавшее дворянам Лепехиным. Подтверждением этого являются и одежды отдыхающих крестьянок, характерные для южнорусских губерний: навершник – накидка (типа туники) поверх ситцевого темного платья, шерстяной желтик – короткое верхнее женское платье с короткими же рукавами, разрезом спереди и красными полосами, крашенный ольховой корой.
Мать Н. П. Милюкова – Прасковья Васильевна (урожд. Лепехина). Вероятно, для написания родных мест матери помещика художник и был перевезен в Тамбовскую губернию.
Painter, landscapist, portraitist, icon-painter. Serf of the landowner Grigory Soroka, worked at his Ostrovki estate. Did not receive a systematic art education. Studied under Alexei Venetsianov, who lived in the nearby village of Safonkovo (from 1841, with intervals). Painted landscapes and portraits for his landowner and icons under the guidance of Alexei Venetsianov (1847). Married Alexandra Nesterova and settled in the village of Pokrovskaya (1852). Sentenced to corporal punishment for taking part in peasant disorders (early i86os). Committed suicide (1864).