Общественно-политические реформы 1860–1870-х годов, заметная либерализация российской жизни сделали возможным для художников обращение к темам, если не совершенно запретным, то, во всяком случае, ранее почитавшимся за таковые. Одной из них было царствование императрицы Анны Иоанновны, отмеченное немецким засильем, беспощадно-жестокой борьбой с русской оппозицией, безудержной пышностью двора, где европейская утонченность сочеталась с самым грубым варварством. Якоби написал целый цикл картин, сюжеты которых заимствовал из истории анненского времени.
На масленой неделе 1739 года в Петербурге на площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом был построен Ледяной дом, все наружное и внутреннее убранство которого было изготовлено изо льда. Он предназначался для свадьбы шута Анны Иоанновны Кульковского с «барской барыней» Подачкиной. В свадебных торжествах, помимо императрицы и придворных, принимали участие представители многочисленных народностей, населявших Россию, наряженные в национальные костюмы. Торжества сопровождались оригинальными народными танцами. По окончании пира, устроенного по этому случаю в манеже герцога Э.-Г. Бирона, новобрачные были снова отвезены в Ледяной дом, где их заперли до утра. Эта сколь примечательная, столь и дикая история с шутовской свадьбой вдохновила писателя И. И. Лажечникова на создание знаменитого романа «Ледяной дом», отмеченного критической направленностью. По-видимому, Якоби читал этот роман, но в своей картине акцентировал внимание на внешней стороне сюжета, позволившего художнику изобразить яркую, красочную толпу, пляшущую на потеху императрице и придворным. Павел Климов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 177.
Ледяной дом — одна из забав императрицы Анны Иоанновны, которая была придумана в 1740 камергером А.Д. Татищевым. Дом был построен для шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой. Строительством руководила "маскарадная комиссия", во главе которой стоял кабинет-министр А. П. Волынский. Дом был построен на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Брачное ложе и все внутреннее убранство, вплоть до игральных карт и цветов, а также баня, пушки, фигуры дельфинов и слона перед домом были вылиты изо льда. Свадебные торжества были пышными, поистине "ярмарочными", в них принимала участие сама императрица Анна Иоанновна. Для развлечений были привезены около 300 человек, одетых в национальные костюмы и игравших на музыкальных инструментах. "Свадьба" состоялась 6 февраля 1740. По окончании пира новобрачные снова были отвезены в ледяной дом. Утром шутовская процессия, явившаяся приветствовать "молодоженов", застала их чуть не замерзших, ведь зима в тот год была поистине лютая. В ГРМ находится одноименный эскиз картины.
Живописец; автор картин на исторические сюжеты, жанрист.
Учился в Казанской гимназии, Казанском университете. Бросил университет и находился в Симбирском ополчении во время Крымской войны (1854–1855). Учился в ИАХ (1856–1861) у А. Т. Маркова. Классный художник 1-й степени (1861). В 1861 году за картину "Привал арестантов" получил большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Через год он отправился в путешествие, побывал во Франции, Италии, Швейцарии и Германии (1862–1868). Академик (1868), профессор (1871). Член-учредитель ТПХВ (1870). Преподавал в ИАХ (1878–1889), руководитель класса исторической живописи (с 1883). Член Совета ИАХ (1878). Комиссар русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже (1878). Член Общества выставок художественных произведений (1876–1890). Совершал почти ежегодные поездки в страны Южной Европы и Северной Африки (с 1880-х). Участник выставок с 1858.
Fancy dress balls were very popular among the Russian nobility of the eighteenth century. Although by that time their external appearance was already entirely European, they were not always marked by the same European refinement. The wedding of the court jester of Prince Golitsyn and the jester of Buzheninova, held by Empress Anna Ioannovna on 6 February 1740 in an ice house on the Neva, was one of the most original, but also absurd and crude, ventures of her ten - year reign.
The banquet is over and the newly - weds have set off, accompanied by their numerous and brightly coloured procession, in their previous order, to the ice house. Here, to the sound of trumpets, kettle drums and oboes and choir of goats, bulls, dogs and donkeys, they have been let out of their iron cage and led with fitting honour to the bedroom, where they have been locked in. The convoy has dispersed. Sentries have been placed outside the house so that the loving couple make their cannot escape. Such is the altar to Hymen... Everything you sit on or touch is ice - the walls, the wedding bed, the gob lets. Everything blazes with the cold; closer, tighter, finally smothering and freezing them.
[I. Lazhechnikov, The Ice House] Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 152.
Valery Jacoby painted a whole series of pictures with subjects taken from the time of Empress Anna Ioannovna. The painting The Ice House occupies a special place among them, and depicts one of the strangest episodes in the life of the imperial court.
The Ice House was built on the square between the Admiralty and the Winter Palace during Shrovetide in 1739. The outside walls and the inner décor were entirely made of ice. The Ice House was the site of the marriage of the Empress’s jester Prince Mikhail Golitsyn to her female jester Eudoxia Buzheninova (probably a deliberate nickname, as buzhenina was the Empress’s favourite dish, cold baked pork). Besides the Empress and her courtiers, the wedding festivities were attended by a total of 150 representatives of the various nationalities inhabiting the Russian Empire, including Ukrainians, White Russians, Finns, Tatars, Komi-Zyrians and Kamchadals (Itelmens). The guests donned their national attire and engaged in traditional folk dancing. When the feast was over, the newly-weds were taken back to the Ice House and locked in for the night.
The story of the jester’s wedding led Ivan Lazhechnikov to write a critical novel entitled The Ice House. Although Valery Jacoby appears to have read the book, his painting concentrates more on the external facets of the episode. The artist depicts the bright and motley crowd dancing before the Empress and her courtiers.
Painter, genre artist, history painter. Studied at the Kazan Grammar School and Kazan University. Left the University to join the Simbirsk Home Guard during the Crimean War (1854-1855). Studied at the Imperial Academy of Arts (1856-1861). Contributed to exhibitions (from 1858). First-class artist (1861), fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany, Switzerland, France and Italy (1862-1868). Academician (1868), professor (1871). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870). Taught at the Imperial Academy of Arts (1878-1889), headed the history painting class (from 1883).