Старик-огородник


1882

Холст, масло. 140,9 х 97,3

Пост. в 1941 через ЛГЗК (ранее – собрание А. Г. Михоэлиса, Ленинград; до 1917 – собрание И. Н. Терещенко, Киев)


Картина датируется на основании письменного свидетельства дочери Сурикова О. В. Кончаловской: «"Старик на огороде" <...> был написан под Москвой – в Перерве, где Суриков жил летом с семьей на даче: это период Меншикова в 1882. Эту картину сам Суриков очень высоко ставил <...> Суриков как-то потерял ее из виду и несколько раз говорил Кончаловскому Петру Петровичу: "Вот Петя, какая прекрасная работа "Огородник", как я хотел бы ее посмотреть и Вам показать!"» (Из письма О. В. Кончаловской в ГРМ 3 сентября 1956 года. ОР ГРМ, ф. 100, ед. хр. 228).

Суриков Василий Иванович
1848, Красноярск – 1916, Москва

Живописец, рисовальщик, акварелист.

Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П. М. Шамшина, П. П. Чистякова, Б. П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Бруни. Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок "Союза русских художников". Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.

Сведения о реставрации

Клёнова О. Ю. (2016)

Состояние сохранности до реставрации:

Картина поступила в реставрацию для подготовки к экспонированию на выездной выставке. Натяжение холста было сильно ослаблено, по углам имелись фалды деформаций. Кракелюр на поверхности был приподнят. В центральной части вокруг изображения фигуры старика имелся круговой изломанный, ранее заделанный прорыв. Утраты живописи вдоль прорыва и на прилегающих участках, загрунтованные и затонированные, лежали большей частью ниже уровня авторской живописи.  Поздние записи были нанесены в свободной манере, с заходом на авторскую живопись, и чтобы привнести «единство» живописному строю, повторялись мелкими мазками по всей поверхности, имитируя «авторский прием». Записи по тону были очень темными, а в живописных тенях доходили до черного цвета. В фактуру живописи повсеместно въелись загрязнения, зафиксированные лаковыми слоями. Все это нарушало художественное восприятие и скрадывало авторскую подачу живописного образа.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе реставрации был укреплен красочный слой, устранены жесткие деформации основы, изломы уложены. По периметру с тыльной стороны были подведены реставрационные кромки к дублировочному холсту. Чтобы придать необходимый уровень старым заделанным утратам сначала была произведена расчистка живописи от многочисленных записей и желтого лака. Были удалены подлаковые загрязнения. В некоторых местах был удален старый реставрационный грунт, заходящий на авторскую живопись. Затем по всем старым утратам был добавлен реставрационный грунт и выведен к уровню авторской живописи с учетом фактуры прилегающих мазков. По всей поверхности была выполнена довыборка темных поздних записей-мазков (имитаторов).

В завершении картина была покрыта защитной пленкой реставрационного лака, по которому выполнены тонировки масляными красками. После реставрации живопись наполнилась светом, пейзаж получил глубину, композиционные планы заняли свои места. Ушли уплощенность, грубость и «грязность», связанные с поздними слоями.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 130.

Старик-огородник


1882

Oil on canvas. 140,9 х 97,3


Картина датируется на основании письменного свидетельства дочери Сурикова О. В. Кончаловской: «"Старик на огороде" <...> был написан под Москвой – в Перерве, где Суриков жил летом с семьей на даче: это период Меншикова в 1882. Эту картину сам Суриков очень высоко ставил <...> Суриков как-то потерял ее из виду и несколько раз говорил Кончаловскому Петру Петровичу: "Вот Петя, какая прекрасная работа "Огородник", как я хотел бы ее посмотреть и Вам показать!"» (Из письма О. В. Кончаловской в ГРМ 3 сентября 1956 года. ОР ГРМ, ф. 100, ед. хр. 228).

Surikov Vasily Ivanovich
1848, Krasnoyarsk - 1916, Moscow

Studied in Krasnoyarsk, at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1869) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1869-75). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (from 1881) and the Union of Russian Artists (from 1908). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893), academician (1895). Visited Western Europe and Siberia. Lived in Moscow (from 1877). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library