Это небольшое по размерам живописное полотно принадлежит к числу наиболее эмоциональных произведений русской пейзажной школы. Однообразная панорама равнинного ландшафта, скудная растительность, ветхие деревенские постройки создают до боли щемящее настроение печали и безысходности.
Путники остановились на дороге, которая резко уходит в сторону, оставляя их как бы на распутье. Это состояние было созвучно восприятию пореформенной российской действительности современниками художника. Не случайно картина (ГТГ) получила первую премию Общества поощрения художников и была повторена по заказу великого князя Александра Александровича (ГРМ). Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 176.
Живописец-пейзажист, рисовальщик, занимался литографией.
Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. В 1871 — вольнослушатель Академии художеств (занятия не посещал). Состоял помощником реставратора И. К. Соколова в ИАХ (с 1865). Работал под руководством И. И. Шишкина наострове Валаам (июнь–ноябрь 1867). В 1870 вместе с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым путешествовал по Волге. Участник выставок с 1867. Член и экспонент ОПХ (1867–1868, 1871–1873), МОЛХ (1872). Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы.
Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения".
Thaw is one of the finest works in both the art of Fyodor Vasilyev and the road theme in general. Without introducing external actions, the genre elements of the landscape increase the inner tension of the picture. The figures of the peasants disappearing into the unknown distance are perceived as wanderers following predetermined paths. The heavy, murky sky, the flock of black ravens in the foreground, the slush and the lopsided peasant hut create an impression of hopeless sorrow, reflecting the artist’s own troubled state of mind. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 176.
Painter, landscapist. Studied under Ivan Kramskoi at the evening classes of the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863-67) and under the restorer Ivan Sokolov at the Imperial Academy of Arts (from 1865). Worked under Ivan Shishkin on the island of Balaam (1867). Extern student of the Imperial Academy of Arts (1871; did not attend classes). Accompanied Ilya Repin and Ivan Makarov on a trip down the Volga (1870). Class artist (1872), reduced to honorary fellow (1873). Member of the Society for the Encouragement of Artists (from 1868). Contributed to the exhibitions of the Society for the Encouragement of Artists (1867-73; with interval), Imperial Academy of Arts (1872, 1873) and Moscow Society of Lovers of the Arts (1872).