Васильев Ф. А.

После дождя. Проселок


1869-1870

Холст, масло. 57,5 x 82

Пост. в 1925 из АХ


К числу наиболее замечательных по своей художественной ценности явлений отечественного пейзажа принадлежит творчество Ф. А. Васильева – «гениального мальчика» (по словам Крамского), трагически скончавшегося 23-х лет. В кратчайший срок (1867–1870) он достиг подлинной творческой зрелости, поражая своих старших товарищей не только могуществом лирического таланта, но и стремительностью развития и высотой достигнутых успехов. Присущая Васильеву романтическая взволнованность в передаче состояний природы, типичный для шестидесятников интерес к крестьянской жизни, трезвое видение ее прозаических подробностей и вместе с тем восхищение красотой природного мира, стремление к выразительности живописного языка сказываются в целом ряде его ранних работ. Среди них наиболее повествовательна «шестидесятническая» картина «Деревня» (1868). Более сложен по своей образной структуре пейзаж «После дождя. Проселок» (1869). По сравнению с другими художниками Васильев был особенно чувствителен к красоте цвета, освещения, даже мазка.  Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 30.

Было бы неверно, фактически неверно сводить искусство «шестидесятых» к страданию «бедных людей» и обличению социальных пороков. Оно знало и забавные жанровые сценки <...> Но и в пейзажах – Л. Л. Каменева, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова – преобладала печаль: «Не весела ты, родная картина», – искусство, плача, расставалось со своим прошлым, с возвышенными романтическими грезами. Леняшин В. А. «Святые шестидесятые» // «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 11.

 

Художник часто обращался к изображению сельских пейзажей после летнего дождя. Их композицией управляет тема уходящей вдаль дороги. Одинокие крестьянские фигуры, ведущие скотину, непременный элемент пейзажей подобного типа, придают взволнованность эмоциональному строю картин. В данном пейзаже мотив дороги обретает философский смысл. В изображении сломанной почерневшей изгороди, размытой дождями каменистой дороги звучат не только размышления о тяготах деревенской жизни, но и элегические настроения. Светлые пятна луж на дороге, освещенная солнечным лучом полоса хлебного поля, перекликаясь друг с другом, противостоят сумрачной цветовой гамме дождливого дня и вносят в общее художественное решение пейзажа оптимистические ноты. (Е. Ш.) Дорога и путь в русском искусстве. СПб, 2004. с. 83.

Тончайшими «душевными нервами», дающими возможность слушать «шум и музыку в природе», был наделен пейзажист Федор Васильев. Это одно из лучших произведений художника. Скромный пейзаж изображен в сложнейшем состоянии погоды и освещения. Трепетности изображенной жизни отвечает свободная манера письма без точной обрисовки и детализации предметов. Воссозданный художником в небольшой картине деревенский вид живет по большим законам постоянного круговорота в природе, являя силу и энергию жизни.

Именно с изображением неба в его различных состояниях нередко будут связаны поиски и открытия русских пейзажистов второй половины XIX века. Они научатся «видеть» и, самое главное, изображать многообразие облаков и туч и восторгаться ими. Этюды Федора Васильева будто реконструируют циклический процесс формообразования «небесных странников». Первоначально появляется одно «Кучевое облако» (Ж-4106), затем мы уже видим «Небо с облаками» (Ж-6358), а вскоре рождаются «Тучи над холмами» (Ж-1281). Напряжение в небе особенно усиливается в произведении «Перед грозой» (Ж-4096). Картина «После дождя. Проселок» (Ж-4102) изображает убегающие вдаль тучи и освещенные солнечными лучами участки земли на дальнем плане. Современники заслуженно называли «гениального» Васильева художником, который открыл для русской живописи «живое небо».

Тщательная разработка колористического и световоздушного решения еле уловимого состояния природы стала характеризовать «пейзаж настроения». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 8.



Васильев Федор Александрович
1850, Гатчина – 1873, Ялта

Живописец-пейзажист, рисовальщик, занимался литографией.

Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. В 1871 — вольнослушатель Академии художеств (занятия не посещал). Состоял помощником реставратора И. К. Соколова в ИАХ (с 1865). Работал под руководством И. И. Шишкина наострове Валаам (июнь–ноябрь 1867). В 1870 вместе с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым путешествовал по Волге.  Участник выставок с 1867. Член и экспонент ОПХ (1867–1868, 1871–1873), МОЛХ (1872). Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. 

Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения". 

Vasilyev F. A.

After Rain. Country Track


Late l860s

Oil on canvas. 57,5 x 82


Fyodor Vasilyev often addressed the image of the rural landscape after summer rain. Roads disappearing into the distance and the lonely figures of peasants driving their cattle were an invariable element of such landscapes, lending an emotional tinge to the painting. ln this particular work, the motif of the road acquires a philosophical meaning. The darkened, broken fence and the stony road washed by the rains adds an elegiac air to this reflection on the trials and tribulations of village life.The light patches of the puddles on the road and the cornfield illuminated by the sunlight contrast the murky tones of the rainy day, introducing a hint of optimism into the composition. 



Vasilyev Fyodor Alexandrovich
1850, Gatchina (St Petersburg Province) - 1873, Yalta

Painter, landscapist. Studied under Ivan Kramskoi at the evening classes of the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863-67) and under the restorer Ivan Sokolov at the Imperial Academy of Arts (from 1865). Worked under Ivan Shishkin on the island of Balaam (1867). Extern student of the Imperial Academy of Arts (1871; did not attend classes). Accompanied Ilya Repin and Ivan Makarov on a trip down the Volga (1870). Class artist (1872), reduced to honorary fellow (1873). Member of the Society for the Encouragement of Artists (from 1868). Contributed to the exhibitions of the Society for the Encouragement of Artists (1867-73; with interval), Imperial Academy of Arts (1872, 1873) and Moscow Society of Lovers of the Arts (1872). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library