В перовских «Учителе рисования» и «Гитаристе-бобыле» царит безнадежность, вырывающаяся из «красивых уютов» романтизма. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти», – иллюзии утрачены, одиночество социально и экзистенциально: «Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями неотомщенными». Не принимает гармонии и ранний Перов, подозревая в ней обман, подмену страшного, тесного для сердца мира вымышленными представлениями о нем: «И какая же гармония, если ад». Леняшин В. А. «Святые шестидесятые» // «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С.6.
Углубленный психологизм становится основой творческого метода Перова-портретиста, достигшего в семидесятые годы в этом жанре необычайных высот. <...> Каждый портрет Перова пронзительно правдив. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 27.
Картина экспонировалась на выставке ИАХ в 1866, на Всемирной выставке в Париже в 1867. За эту картину и картину «Ученики- мастеровые» художник получил звание академика. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 333.
Творческие позиции и устремления художника сложились еще в юности. Позднее, будучи пенсионером Академии художеств в Париже, он не изменил своей приверженности сюжетам и образам, почерпнутым из повседневной народной жизни. Именно там наметился тип перовской бытовой картины — небольшой по размеру, однофигурной, своего рода художественной новеллы о человеке или о типе человека с его образом жизни, мироощущением, судьбой. В этих полотнах особенно проявилось участие к житейски и душевно "неустроенным" людям. Написанный по возвращении в Россию "Гитарист-бобыль" — наиболее проникновенное произведение Перова такого рода. Любовное, тщательное письмо, благородная гамма сгармонированных серо-охристых тонов придают образу тонкий лирический характер. Отмеченная душевной теплотой, эта камерная картина исполнена высокого гуманизма.
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1866). Родился в Тобольске. Учился в Арзамасской школе живописи у А. В. Ступина (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого, С. К. Зарянко (1853-1861). Совершенствовался в Париже, где был пенсионером Академии художеств (1862-1869). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871-1882). Автор жанровых полотен, портретов современников, видный художественный деятель. Оставил ряд литературных очерков и воспоминаний.
The significance of Perov's art goes beyond the social themes of his paintings. Man the constant aim and purpose of his work - interested Perov from different points of view. Even before he had gained a reputation as a portrait painter, during his stay in Paris, the pictures of the young artist were noted for their characteris tic appearance - fairly small single - figure compositions combining the portrait and social genres. Lone Guitarist, painted soon after his return to Russia, is the best example of this type of painting by Vasily Perov. It is marked by the psychological subtlety with which Perov portrays the poor and lonely old man, whose only joy and meaning in life is music. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 147.
Painter, genre artist, portraitist, history painter, teacher. Studied under Alexander Stupin at the Arzamas School of Art (1846-61). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France (1862-64). Academician (1866). Professor (1870). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions. Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1871-82).