Творчество Н. А. Римского-Корсакова тесно связано с именем А. С. Пушкина. Оперы «Золотой Петушок», «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери» и романсы на стихи поэта, составляют значительную часть творческого наследия композитора. И. Е. Репин, друживший с Римским-Корсаковым и его семьей, пишет композитора в период болезни и недолгого спада творческой активности, погруженного в свои мысли, в интимной домашней обстановке. Г. Д. Мунжуков // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 80.
Над портретом Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844—1908) — композитора, профессора Петербургской консерватории (с 1871), дирижера, общественного деятеля — Репин работал в своей петербургской мастерской. Римский-Корсаков более месяца позировал ему, ведя с ним длительные беседы об искусстве. Произведение создавалось в пору тяжелого душевного состояния композитора и временного упадка его творческой энергии. Портрет неожидан своей простотой и обыденностью. Композитор предстает не как суровый и авторитетный мэтр, а как усталый человек, грустно-задумчиво слушающий собеседника. Очень рельефно вылеплена голова изображенного, характерен для его состояния безвольный жест рук, до иллюзии точно переданы подробности интерьера. Ирина Шувалова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 353.
Известно, что Илья Репин дружил с Николаем Римским-Корсаковым и его семьей. Весной 1893 года композитор позировал художнику в его мастерской у Каменного моста в Петербурге. Работа над портретом длилась более месяца. Они много говорили об искусстве и эстетике. Мнение Репина много значило для композитора.
В процессе работы над портретом прославленного автора пятнадцати опер Репин избегает пафосности и парадности. Перед нами углубленный в свои мысли человек, личность которого как будто растворяется в обилии деталей интерьера. В жизни Римского-Корсакова это был сложный период, композитор был болен, очень переживал за свою семью. И Репину удалось передать его состояние. Художник Илья Грабарь говорил потом, что на этот портрете Римский-Корсаков «до жуткости похож, до жуткости живой».
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908) — русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик, яркий представитель "Могучей кучки", возглавлял Беляевский кружок. Автор 15 опер ("Снегурочка", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" и др.), 3 симфоний, симфонических произведений ("Шахерезада" и др.), инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки, а также книги "Летопись моей музыкальной жизни".
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении «Пенаты» (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 — ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 — в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.
Rimsky-Korsakov, Nikolai Andreyevich (1844–1908): Composer
Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).