Репин И. Е.

Портрет графини Наталии Петровны Головиной, во втором браке Голощаповой


1896

Холст, масло. 90 х 59

Пост. в 1897 от автора (по завещанию)


Доброжелательное отношение И. Е. Репина к Русскому музею способствовало тому, что коллекция работ художника заняла одно из ведущих мест в его собрании. Она уникальна по своей художественной значимости и объему. В канун открытия, в 1897 году, он подарил музею портрет графини Н. Головиной.

Тип парадного женского портрета был одним из самых распространенных в русской и западно-европейской живописи второй половины ХIХ века. Репин был далек от создания своего рода стереотипа светских красавиц. И, хотя портрет сделан по всем правилам европейской парадной картины, его отличает поразительный дар художника передать главную "идею" эпохи в частных судьбах и характерах людей. Одна из самых привлекательных черт репинского творчества тесно связана с русской демократической эстетикой второй половины ХIХ века – умением раскрыть обаяние простоты. Он был удивительно тонким и умным мастером в передаче чарующего обаяния женского образа. Как никто другой И. Е. Репин мог схватить и воспроизвести тончайшие нюансы внутреннего и внешнего облика женщины, ее светлого и чистого начала. Современники называли его "мастером человековедения", таким образом, определив ему высокий пьедестал, который он занял в европейском портретном искусстве второй половины ХIХ века. 

В портрете графини Наталии Головиной выразительный профиль статной дамы становится еще более привлекательным благодаря быстрым и легким прикосновениям кисти, виртуозно передающим фактуру розового платья и накидки с горностаевым мехом.

Головина (во втором браке Голощапова) Наталия Петровна — жена графа Н. Ф. Головина.

Репин Илья Ефимович
1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

Живописец, рисовальщик.

Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.

Repin I. E.

Портрет графини Наталии Петровны Головиной, во втором браке Голощаповой


1896

Oil on canvas. 90 х 59


Доброжелательное отношение И. Е. Репина к Русскому музею способствовало тому, что коллекция работ художника заняла одно из ведущих мест в его собрании. Она уникальна по своей художественной значимости и объему. В канун открытия, в 1897 году, он подарил музею портрет графини Н. Головиной.

Тип парадного женского портрета был одним из самых распространенных в русской и западно-европейской живописи второй половины ХIХ века. Репин был далек от создания своего рода стереотипа светских красавиц. И, хотя портрет сделан по всем правилам европейской парадной картины, его отличает поразительный дар художника передать главную "идею" эпохи в частных судьбах и характерах людей. Одна из самых привлекательных черт репинского творчества тесно связана с русской демократической эстетикой второй половины ХIХ века – умением раскрыть обаяние простоты. Он был удивительно тонким и умным мастером в передаче чарующего обаяния женского образа. Как никто другой И. Е. Репин мог схватить и воспроизвести тончайшие нюансы внутреннего и внешнего облика женщины, ее светлого и чистого начала. Современники называли его "мастером человековедения", таким образом, определив ему высокий пьедестал, который он занял в европейском портретном искусстве второй половины ХIХ века. 

В портрете графини Наталии Головиной выразительный профиль статной дамы становится еще более привлекательным благодаря быстрым и легким прикосновениям кисти, виртуозно передающим фактуру розового платья и накидки с горностаевым мехом.

Головина (во втором браке Голощапова) Наталия Петровна — жена графа Н. Ф. Головина.

Repin Ilya Efimovich
1844, Chuguyev (Kharkiv Province) - 1930, Kuokkala (Finland)

Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library