Ге Н. Н.

Портрет писателя Л. Н. Толстого


1884

Холст, масло. 96 x 71

Пост. в 1957 от Г. Б. Ширма


В 1870-е годы в мировоззрении Льва Николаевича Толстого (1828–1910), автора прославленных романов «Война и мир» и «Анна Каренина», наступил перелом. Он все реже обращался к художественной прозе и все чаще — к философии и публицистике, обнаружив не только дар оригинального мыслителя, но также учителя и проповедника. Вокруг Толстого сложился круг единомышленников, а его учение, в основу которого легли христианская мораль и идеи пацифизма, стало оказывать заметное влияние на современные умы. Еще до суда над народовольцами он написал письмо Александру III, оставшееся без ответа, где призывал нового императора помиловать первомартовцев: «<…> убивая, уничтожая их, нельзя бороться с ними. <…> Для того, чтобы бороться с ними, надо бороться духовно. Их идеал есть общий достаток, равенство, свобода. Чтобы бороться с ними, надо поставить против них идеал такой, который был бы выше их идеала, включал бы в себя их идеал». Таковым Толстой считал «идеал любви, прощения и воздаяния добром за зло». Некоторые из этих мыслей он позднее развил в книге «В чем моя вера» (1884). За работой именно над этим философским произведением изобразил Толстого Ге, находившийся в 1880-е годы под большим влиянием  писателя. Павел Климов, Екатерина Шилова // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 324.

Последний период творчества Ге почти исключительно был связан с евангельскими темами, работой над циклом, посвященным Христу. В это время происходит сближение художника со Львом Николаевичем Толстым (1828-1910), что являлось важнейшей вехой на жизненном пути живописца. Он познакомился с Толстым в 1882 году и с этого времени стал убежденным последователем его учения, подобно великому писателю, поднимая в своем творчестве глобальные нравственные проблемы. В 1884 году Ге пишет портрет Толстого в его доме в Хамовниках, когда тот работал над рукописью "В чем моя вера?". Портрет писателя за работой, в привычной обстановке, решен в духе передвижнических традиций. Главное, к чему стремился художник — показать работу гениального ума, ход его мыслей. Ге трактует Толстого как учителя жизни, который делает свою работу. В семье писателя это изображение считалось лучшим "по сходству и силе выражения лица, несмотря на опущенные глаза". Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 181.

Ге Николай Николаевич
1831, Воронеж –1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.

Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).

Учился в Императорской Академии художеств у П. В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864-1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок". Последние годы жизни провел в основном на своем хуторе в Черниговской губернии, где впоследствии неоднократно бывал М. А. Врубель. Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х - последователь религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа. Экспрессия и монументальность его образов предваряют стилистику искусства XX века. Автор статей, написанных по материалам личных воспоминаний.

Ge N. N.

Portrait of Leo Tolstoy


1884

Oil on canvas. 96 x 71


During the last period in his career, Nikolai Ge concentrated on Gospel themes, painting a series of works dedicated to the life of Jesus Christ. In 1882, he met Leo Tolstoy, becoming a convinced follower of his religious and moral teachings. Like the famous Russian writer, he also addressed important philosophical issues in his art. In 1884, Ge painted a portrait of Tolstoy at his house in Khamovniki, where the writer was working on What I Believe. Resolved in the traditions of Russian Realism, the portrait depicts Tolstoy working in an everyday setting. Ge wanted to show the writer’s mind and the course of his thoughts. The artist portrays Tolstoy as a teacher engaged in his own work. The sitter’s family regarded this painting as the best portrait of the writer in terms of its “likeness and the strength of the facial expression, despite the lowered eyes.”

Ge Nikolai Nikolaevich
1831, Voronezh - 1894, Ivanovskoe (Chernihiv Province)

Painter, draughtsman, history and religious painter, portraitist, landscapist. Studied mathematics at Kiev University (1847-48) and St Petersburg University (1848- 50). Studied under Pyotr Basin at the Imperial Academy of Arts (1850-57) and influenced by Karl Brullov and Alexander Ivanov. Fellow of the Imperial Academy of Arts in Rome and Florence (1857-63). Lived in Florence (until 1869). Professor (1863; resigned 1869). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1871). Influenced by Leo Tolstoy (i88os). Lived in Kiev and St Petersburg, moved to Ivanovskoe in Chernihiv Province (1876). Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts (from 1857), Society of Travelling Art Exhibitions (1871-94), Exposition Universelle in Paris (1867) and the International Exhibitions in Munich (1869) and London (1873). One-man show at the Imperial Academy of Arts (1870).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library