Ге Н. Н.

Тайная вечеря


1863

Холст, масло. 283 x 382

Пост. в 1897 из Академии художеств


Выдающийся портретист и исторический живописец, Ге тяготел к образам и темам, исполненным этического и философского значения. "Тайная вечеря" — первая большая работа художника, недавнего ученика, затем пенсионера Академии художеств. Противопоставление Христа и Иуды, трагедия учителя, предвидевшего предательство ученика ("Один из Вас предаст меня"), но готового к самопожертвованию, — основа драматического конфликта полотна. Оно писалось во Флоренции, затем было перевезено в Петербург и вызвало бурную полемику. Академия художеств сочла картину выполненной "с особым искусством". Однако неканоническая трактовка евангельского сюжета, воплощенная, по выражению современника, "смелой" кистью, навлекла на автора обвинения в "материализме" и "пошлости". "Это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей", — так казалось даже Ф. М. Достоевскому. Против картины высказались церковные власти, ее запретили репродуцировать. Вместе с тем, передовая критика оценила значительность произведения, глубоко человеческую трактовку традиционного сюжета, важность социально-нравственной проблематики картины, весьма актуальной для эпохи. За эту картину в 1863 г. Ге получил звание профессора.

Ге Николай Николаевич
1831, Воронеж –1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.

Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).

Учился в Императорской Академии художеств у П. В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864-1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников "Товарищества передвижных художественных выставок". Последние годы жизни провел в основном на своем хуторе в Черниговской губернии, где впоследствии неоднократно бывал М. А. Врубель. Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х - последователь религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа. Экспрессия и монументальность его образов предваряют стилистику искусства XX века. Автор статей, написанных по материалам личных воспоминаний.

Ge N. N.

The Last Supper


1863

Oil on canvas. 283 x 382


Nikolai Ge breaks the traditional canons governing the representation of the Last Supper in his painting. He treats the event as a psychological drama, arising out of a conflict that has split a group of former confederates. The figurative resolution is based on the battle of light and dark, symbolizing truth and falsehood, concentrated in the figures of Jesus and Judas Iscariot. The poignant theme, innovative composition, broad manner of painting and courageous chiaroscuro contrasts caught the attention of contemporaries and evoked heated debate.

Ge Nikolai Nikolaevich
1831, Voronezh - 1894, Ivanovskoe (Chernihiv Province)

Painter, draughtsman, history and religious painter, portraitist, landscapist. Studied mathematics at Kiev University (1847-48) and St Petersburg University (1848- 50). Studied under Pyotr Basin at the Imperial Academy of Arts (1850-57) and influenced by Karl Brullov and Alexander Ivanov. Fellow of the Imperial Academy of Arts in Rome and Florence (1857-63). Lived in Florence (until 1869). Professor (1863; resigned 1869). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1871). Influenced by Leo Tolstoy (i88os). Lived in Kiev and St Petersburg, moved to Ivanovskoe in Chernihiv Province (1876). Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts (from 1857), Society of Travelling Art Exhibitions (1871-94), Exposition Universelle in Paris (1867) and the International Exhibitions in Munich (1869) and London (1873). One-man show at the Imperial Academy of Arts (1870).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library