Первая половина 1870-х годов для Саврасова стала периодом наивысшей зрелости и глубины творчества.
Пейзажу «Радуга» принадлежит видное место среди работ, в которых особенно сильно проявился талант Саврасова-живописца. В чистой, необыкновенно свежей живописи здесь выражено и само состояние природы, и то непосредственное лирическое чувство, которое рождается перед ее лицом в душе человека. Тема сельского пейзажа получила в картине простое и внутренне завершенное истолкование. Маленькая деревенька, раскинувшаяся на речном берегу у косогора, как бы сливается своей жизнью с жизнью окружающей природы. Зеленые откосы над речкой, заводи, ракитовые кусты переднего плана трудно представить себе без этих избушек, изгородей, глинистых тропинок, без крестьянки, неторопливо поднимающейся от реки с ведрами. В картине чувствуется как бы отдаленный отзвук первых венециановских открытий русской деревни с ее неподдельной поэзией. Народная жизнь у Саврасова неотделима от жизни природы. Поэтический смысл картины выражен в предельной человечности пейзажного образа, непосредственности его переживания, в «осиянности» зелени и прозрачности воздуха после только что прошедшего летнего дождя. Присущее картине общее ощущение чистоты и легкости находит свою кульминацию в мотиве радуги, засветившейся на фоне туч.
Умение передавать на холсте тонкие градации цвета помогало создавать лирические художественные образы, казалось бы, бессодержательных мотивов национальной природы. Характерными примерами гармоничного использования тональных переходов живописи могут служить «Утро» (Ж-4110) Федора Васильева и «Закат над болотом» (Ж-5979) Алексея Саврасова, который в качестве педагога сыграл важную роль в становлении московской пейзажной школы и всегда оставался верен принципу первостепенной роли световоздушной среды в изображении природы. Даже при передаче редкого природного явления в картине «Радуга» (Ж-4114) художник добивается естественного впечатления, будто растворяя спектральные цвета в пространстве. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9.
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного "видописца" К. И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В. Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ. Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.
Like many other works by Alexei Savrasov, this simple village landscape acquires profound meaning with the help of the motif of a road – the leading element in the composition. The way in which the texture of the earth is conveyed plays an important role in the image. The road leads to a village – the very heart of human existence – descending down a hillock and continuing up to a rainbow, lending a joyous mood to the whole canvas.
Painter, graphic artist, teacher, landscapist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture andArchitecture (1848–1854).Award- ed the title of painter at the Imperial Academy of Arts (1850). Academician of painting (1854). Contributed to exhibitions (from 1852). Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1857–1882).