Суриков В. И.

Сибирячка


1909

Холст, масло. 88,8 х 77,5

Пост.: 1983 от М. П. Кончаловского (Москва)


Величайший исторический живописец, создатель грандиозных картин-эпопей, Суриков работал и в области портретного жанра, который привлекал его особенно в поздний период творчества. Художник живо раскрывает индивидуальное своеобразие моделей, и в то же время каждый созданный им образ несет отражение его идеала. Сурикова обычно интересовали такие женские образы, в которых, как он сам говорит, была «красота особенная: древняя, русская». В портрете «Сибирячки» предстает образ привлекательной статной женщины, любующейся своим отражением в зеркале. Написанный в гармоничной гамме мерцающего коричневого и глубокого синего цвета портрет, как отмечает один из исследователей, близок по сюжетному решению работам Зинаиды Серебряковой «Портрет О. К. Лансере» и «За туалетом», но восходит к образу тициановской «Венеры перед зеркалом» и к эрмитажному «Женскому портрету» Франческо Мельци. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 198.

В творчестве Сурикова это новый по своей концепции портретный образ, словно предвосхищающий галерею «русских красавиц», созданную в 1910-х годах Борисом Кустодиевым. Прихотливо сочетающая черты интимности и репрезентативности, картина кажется неожиданной в соседстве с прославленными типизированными портретами художника – «Сибирская красавица» (1891) и «Горожанка» (1902), с их моделями в близких историческим одеждах, платках и шалях. В картине сказалась характерная для великого мастера простота и непосредственность видения – он поэтизирует свою модель, не стремясь представить ее утонченнее и миловидней. Правдивость образа заставляет любоваться дородной, полной молодости и здоровья сибирячкой. Она спокойно рассматривает себя в зеркале, расчесывает прекрасные длинные шелковистые волосы, навевая зрителю ассоциации с рыжеволосыми венецианками Тициана и «Венерами» Веласкеса, чьи работы так любил художник. (В. Кн., Владимир Круглов). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 80.



Суриков Василий Иванович
1848, Красноярск – 1916, Москва

Живописец, рисовальщик, акварелист.

Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П. М. Шамшина, П. П. Чистякова, Б. П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Бруни. Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок "Союза русских художников". Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.

Surikov V.I.

Siberian Woman


1909

Oil on canvas. 88,8 х 77,5

Received in 1983


A great history painter and master of epic pictures, Vasily Surikov produced a large number of portraits towards the end of his career. Disclosing the individual personalities of each subject, the artist also managed to convey his concept of an ideal. This work depicts a handsome woman admiring her reflection in a mirror. Painted in harmonious tones of brown and deep blue, this portrait has much in common with such historical masterpieces as Titian’s Venus with a Mirror and Francesco Melzi’s Female Portrait. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 198.



Surikov Vasily Ivanovich
1848, Krasnoyarsk - 1916, Moscow

Studied in Krasnoyarsk, at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1869) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1869-75). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (from 1881) and the Union of Russian Artists (from 1908). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893), academician (1895). Visited Western Europe and Siberia. Lived in Moscow (from 1877). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library