Никогда раньше специально заданный выпускникам Академии евангельский сюжет не находил столь необычного по своей жизненности эмоционального воплощения, как в этой дипломной работе Репина. Тема поначалу не увлекла художника, пока он не связал ее с воспоминаниями о рано умершей сестре. Трагедия и надежда насыщают произведение взволнованной атмосферой, которая находит выражение в напряженности цветового звучания и контрастах освещения.
Пластически завершенный, величавый образ Христа рождает ощущение особой значительности происходящего. Прототипом его можно считать Христа Александра Иванова в картине «Явление Христа народу», но у Репина он более прост и человечен. Суровой торжественности Христа противостоит горестное и благоговейное ожидание родителей девушки. Картина пронизана единым внутренним действием, и в этом главная ценность ее архитектонически ясной композиции. По уровню живописной культуры и одухотворенности это полотно молодого художника стоит в ряду с наиболее выдающимися произведениями русского искусства. Оно было удостоено большой золотой медали и приобретено ИАХ. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 187.
Несколько месяцев Репин находился в поиске художественного образа евангельского сюжета «Воскрешение дочери Иаира». В утвержденном первоначальном графическом эскизе, хранящемся в Русском музее, композиция строилась на изображении фигур, движущихся слева направо за Христом, который протягивает руку полулежащей девушке. Описательная академическая схема построения будущей картины казалась Репину бесчувственной и несовершенной. Он решительно меняет подход к восприятию чудодейственной сцены: основное действие переносится в левую часть изображения, нарушается фризовая постановка фигур с целью выделения главного смыслового центра, замыкающегося на прикосновениях рук стоящего Христа и лежащей дочери Иаира.
Репин открывает для себя великую художественную силу света и тени в картине. Законченное произведение поражает сложными переходами светотеневых и колористических градаций. Несколько источников освещения в картине позволяют подчеркнуть монументальную значимость скорбного момента, предшествующего чуду. Ощущение торжественной тишины дополняют «рембрандтовский» образ Иаира, стоящие в темноте фигуры Иоанна, Иакова и Петра. Представить глубину переживаний участников евангельской сцены живописцу помогала музыка Бетховена, которую во время работы художника над картиной исполнял брат Василий. Репин стал первым среди современников, кто показал новые возможности живописно-пластического и эмоционального решения религиозного сюжета.
Мини-экскурсии В. М. Ахунова
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении «Пенаты» (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 — ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 — в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.
The Raising of Jairus’s Daughter was given to final-year students of the Imperial Academy of Arts in 1871 and received the most lifelike and emotional incarnation in the work of Ilya Repin. The artist was at first not particularly inspired by the theme, until he associated it with the death of his sister. Tragedy and sorrow combine with lucidity and hope, enriching the painting with an atmosphere of agitation, expressed in the tense ring of the colours and the lighting contrasts. The image of Jesus Christ is interpreted in the finest traditions of classical art and evokes the sensation of the special significance of the event. Its prototype can be regarded as Alexander Ivanov’s Christ from Christ’s Appearance to the People, though Repin’s Christ is simpler and more human. The sorrowful and deferential hope of the girl’s parents is contrasted to Jesus’ austere solemnity. The painterly culture and spirituality of the young artist’s canvas rank it alongside the leading works of Russian art. The Raising of Jairus’s Daughter was awarded a major gold medal and was acquired by the Imperial Academy of Arts. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 187.
Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).