Соломаткин Л. И.

Ряженые.


1873

Холст, масло. 42,5 х 59

Пост. в 1927 от А. И. Шустера


На картине в несколько гротескной форме изображен приход ряженых в семейство зажиточного чиновника. Две недели, следовавшие за Рождеством, были временем необузданного веселья, отмеченным разнообразными обрядами и забавами. Широко распространенным в России обычаем было рядиться — надевать маски, личины. Это было связано с поверьем, что черти, скитаясь по земле в течение восьми дней после Рождества, могут замучить или увлечь человека, если их не обмануть, обрядившись в дьявольское обличие. Ряженые, отпугивая демонов, переходили из дома в дом, где хозяева должны были угощать их едой и питьем. 

Соломаткин Леонид Иванович
1837, Сурджа Курской губ. (по некоторым источникам - Украина) –1883, Санкт-Петербург

Живописец.

Родился в мещанской семье, рано остался сиротой, жил "в людях", много странствовал в поисках средств к существованию. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1855-1861) и Академии художеств (1861-1866). Испытал сильное влияние своего старшего однокашника В. Г. Перова. Глубоко самобытный живописец, связанный в творчестве с определенной социальной средой - людьми низкого сословия, мастеровыми, бродячими актерами, жителями городских трущоб, завсегдатаями питейных домов, нищих и бездомных. Автор остро выразительных жанровых картин. Будучи очень неровным художником, воспринимал действительность то в поэтическом ключе, то огрубленно и гротескно. Внес заметный вклад в развитие реалистического и бытового жанра.

Solomatkin L.I.

Mummers


1873

Canvas, oil. 42.5 x 59


A popular amusement at Christmas time in Russia was dress up so as to be unrecognizable and then play the fool, having fun and frightening others with one's comic appearance. Unmarried girls and young men dressed up as hideous old men and women, hunchbacks, quacks, Petrushka or scarecrows. The comic effect of the disguises was intensified by outrageous behaviour. Entire groups of people would go from house to house in disguise, dancing, screaming, joking and fooling around, arousing hysterical outbursts of laughter. The tradition of dressing up at Christmas time can be traced back to pagan times. The earliest disguises were anthropomorphic masks of goats, cows and horses. A procession of several people leading a "goat" would perform an entire show, the songs that they sung revealing the significance behind their actions. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 84.

The fortnight after Christmas was a time of boundless cheer with many different rituals and amusements. Putting on masks was a widespread custom across Russia. This related to the belief that the demons wandering the earth in the eight days after the birth of Christ could torment and entice you unless you deceived them by dressing up as the devil. Thus adorned, people would wander from house to house, scaring away the demons, and in each house they could expect hospitality. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 84.

Solomatkin Leonid Ivanovich
1837, Sudzha (Kursk Province)/Ukraine (?)-1883, St Petersburg

Painter. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1855-60) and the Imperial Academy of Arts (1861-66). Contributed to exhibitions (from 1860). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library