Перов В. Г.

Суд Пугачева


1879

Холст, масло. 226 х 330

Пост.: 1898 дар от Николая II


Емельян Пугачев

Смерть Петра III породила множество легенд и спровоцировала появление самозванцев. Наибольшую известность из них получил Емельян Иванович Пугачев (1740/42–1775), предводитель в Крестьянской войне 1773–1775 годов. Пугачев являлся выходцем из донского казачества. С 17 лет принимал участие в войнах с Пруссией и Турцией, получил младший офицерский чин хорунжего за храбрость в боях. Несколько раз выступал в роли челобитчика от казаков и крестьян, за что был брошен в тюрьму, откуда в 1773 году бежал на Урал. В сентябре того же года объявил себя императором Петром III перед 80 яицкими казаками и в дальнейшем собрал более чем 20-тысячную армию, начавшую беспощадную войну против дворянства. Пугачев проявил выдающиеся военные и организаторские способности, однако, в сентябре 1774 года был обменен своими приближенными на помилование от правительства и 10/21 января 1775 года казнен на Болотной площади в Москве. Павел Климов, Ольга Савенкова // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 224.

В начале 1870-х годов Перов обратился к теме, посвященной крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Собирая материалы, он совершил поездки по тем местам, где в конце XVIII столетия полыхало восстание — в Поволжье, Оренбургскую губернию, Уральскую область. Художник задумал создание триптиха, части которого должны были изобразить жизнь крестьян под властью помещиков, собственно бунт и суд, учиненный Пугачевым над дворянами и царскими солдатами. Осуществлена же была только третья часть. Зловеще-мрачная сцена суда трактуется живописцем как народная трагедия, где каждый является носителем своей правды. Пугачев предстает на картине свирепым тираном, которому противостоят или которому подчиняются остальные герои. Их образы вызывают в памяти персонажей «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: пожилая женщина, прижимающая свою плачущую дочь, напоминает мужественную Василису Егоровну Миронову, а молодой офицер, целующий руку Пугачеву, — предателя Алексея Швабрина. Екатерина Шилова // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 224.

Перов Василий Григорьевич
1834, Тобольск – 1882, Москва

Живописец, рисовальщик.

Академик Императорской Академии художеств (с 1866). Родился в Тобольске. Учился в Арзамасской школе живописи у А. В. Ступина (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого, С. К. Зарянко (1853-1861). Совершенствовался в Париже, где был пенсионером Академии художеств (1862-1869). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871-1882). Автор жанровых полотен, портретов современников, видный художественный деятель. Оставил ряд литературных очерков и воспоминаний.

Perov V. G.

Pugachev"s Judgement


1879

Oil on canvas. 226 х 330

Donated in 1898 by Nicholas II


The death of Peter III gave rise to a large number of legends and led to the appearance of pretenders. The most famous of these was Emelyan Pugachev (1740/1742-1775), who was the leader in the peasant rebellion of 1773-1775. Pugachev’s origins lay in the Don Cossacks; he took part in the wars against Prussia and Turkey and was given a junior officer’s rank for his bravery in battle. He acted several times as petitioner on behalf of Cossacks and peasants. He was thrown into prison for this, but escaped in 1773 and fled to the Urals. In September that year he announced himself to the Cossacks as Emperor Peter III, and after assembling an army of more than 20,000 men he began a merciless war against the gentry. Pugachev displayed very fine military and organisational abilities, but in September 1774 his accomplices handed him over in exchange for a promise of clemency from the government, and he was executed on Bolotnaya Square in Moscow on 10 January 1775. Vasily Perov has treated the ominously gloomy scene of Pugachev sitting in judgement as a tragedy for the people, where each person is the bearer of his own truth. Pugachev appears in the picture as a fierce tyrant whom the other characters either oppose or obey. Their images recall characters from Pushkin’s famous story The Captain’s Daughter: the elderly woman embracing her weeping daughter reminds us of the brave Vasilisa Mironova, the wife of the commander of the Belgorod Fortress, and the young officer kissing Pugachev’s hand could be the traitor Alexei Shvabrin.

Perov Vasily Grigoryevich
1834, Tobolsk - 1882, Kuzminki (now part of Moscow)

Painter, genre artist, portraitist, history painter, teacher. Studied under Alexander Stupin at the Arzamas School of Art (1846-61). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France (1862-64). Academician (1866). Professor (1870). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions. Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1871-82).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library