Занимательным рассказчиком предстал Соломаткин в картине «Славильщики-городовые». Забавность ситуации, метко охарактеризованные типизированные персонажи, живо убедительная разработка сюжета обусловили успех этой работы, множество раз повторявшейся и варьировавшейся автором. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 172.
Значительное место в живописи шестидесятых годов занимает творчество Л. И. Соломаткина – чрезвычайно самобытного художника, со своим особым мировидением, со своей стилистикой, наделенного даром подлинного колориста, в образно-содержательной структуре картин которого жизненная проза была неразрывна с поэзией искусства. Типичный художник-разночинец, выходец из городских низов, рано познавший изнанку жизни, Соломаткин тяготел к бытовой живописи, дававшей ему возможность запечатлевать близкий ему мир бедных окраин. Персонажи его несложных, эпизодических по сюжетам картин – завсегдатаи кабаков, купцы, опустившиеся чиновники, странствующие актеры, служители церкви – вызывают у него то едкую насмешку или горький сарказм, то грустную улыбку или особую сердечность. Художнику нередко присуще гротескное и всегда эмоциональное восприятие окружающей его действительности. <...> Трактовка многих персонажей в его работах близка сатирической журнальной графике. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 24.
За первоначальный вариант в 1864 Соломаткин получил от ИАХ большую серебряную медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 336.
Жизнь современной ему улицы и мелкого городского люда Соломаткин воспринимал остро, нередко гротескно. Не стремясь к тщательной передаче натуры, он подчас огрублял своих героев, обращая внимание зрителей на уродливые стороны жизни. Художник воспроизводит колоритную сценку из жизни Замоскворечья. Городовые пришли в купеческий дом "славить Христа" в надежде на благодарность хозяев. Критик В. Стасов писал об этой картине: "В каждой подробности комнаты, лицах, позах столько комизма и разнообразной правды: нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный свежий отпрыск федотовской школы".
Живописец.
Родился в мещанской семье, рано остался сиротой, жил "в людях", много странствовал в поисках средств к существованию. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1855-1861) и Академии художеств (1861-1866). Испытал сильное влияние своего старшего однокашника В. Г. Перова. Глубоко самобытный живописец, связанный в творчестве с определенной социальной средой - людьми низкого сословия, мастеровыми, бродячими актерами, жителями городских трущоб, завсегдатаями питейных домов, нищих и бездомных. Автор остро выразительных жанровых картин. Будучи очень неровным художником, воспринимал действительность то в поэтическом ключе, то огрубленно и гротескно. Внес заметный вклад в развитие реалистического и бытового жанра.
The humorous situation, masterly depicted types and convincing development of the subject contributed to the success of this painting, which was often repeated and varied by the artist. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 172.
Painter. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1855-60) and the Imperial Academy of Arts (1861-66). Contributed to exhibitions (from 1860).