Соломаткин Л. И.

Славильщики-городовые


1882 (вариант картины 1864 года)

Холст, масло. 45 x 53,5

Пост. в 1933 от З. Я. Стасовой


Занимательным рассказчиком предстал Соломаткин в картине «Славильщики-городовые». Забавность ситуации, метко охарактеризованные типизированные персонажи, живо убедительная разработка сюжета обусловили успех этой работы, множество раз повторявшейся и варьировавшейся автором. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 172.

Значительное место в живописи шестидесятых годов занимает творчество Л. И. Соломаткина – чрезвычайно самобытного художника, со своим особым мировидением, со своей стилистикой, наделенного даром подлинного колориста, в образно-содержательной структуре картин которого жизненная проза была неразрывна с поэзией искусства. Типичный художник-разночинец, выходец из городских низов, рано познавший изнанку жизни, Соломаткин тяготел к бытовой живописи, дававшей ему возможность запечатлевать близкий ему мир бедных окраин. Персонажи его несложных, эпизодических по сюжетам картин – завсегдатаи кабаков, купцы, опустившиеся чиновники, странствующие актеры, служители церкви – вызывают у него то едкую насмешку или горький сарказм, то грустную улыбку или особую сердечность. Художнику нередко присуще гротескное и всегда эмоциональное восприятие окружающей его действительности. <...> Трактовка многих персонажей в его работах близка сатирической журнальной графике. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 24.

За первоначальный вариант в 1864 Соломаткин получил от ИАХ большую серебряную медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 336.

Жизнь современной ему улицы и мелкого городского люда Соломаткин воспринимал остро, нередко гротескно. Не стремясь к тщательной передаче натуры, он подчас огрублял своих героев, обращая внимание зрителей на уродливые стороны жизни. Художник воспроизводит колоритную сценку из жизни Замоскворечья. Городовые пришли в купеческий дом "славить Христа" в надежде на благодарность хозяев. Критик В. Стасов писал об этой картине: "В каждой подробности комнаты, лицах, позах столько комизма и разнообразной правды: нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный свежий отпрыск федотовской школы". 



Соломаткин Леонид Иванович
1837, Сурджа Курской губ. (по некоторым источникам - Украина) –1883, Санкт-Петербург

Живописец.

Родился в мещанской семье, рано остался сиротой, жил "в людях", много странствовал в поисках средств к существованию. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1855-1861) и Академии художеств (1861-1866). Испытал сильное влияние своего старшего однокашника В. Г. Перова. Глубоко самобытный живописец, связанный в творчестве с определенной социальной средой - людьми низкого сословия, мастеровыми, бродячими актерами, жителями городских трущоб, завсегдатаями питейных домов, нищих и бездомных. Автор остро выразительных жанровых картин. Будучи очень неровным художником, воспринимал действительность то в поэтическом ключе, то огрубленно и гротескно. Внес заметный вклад в развитие реалистического и бытового жанра.

Solomatkin L.I.

Watchmen Singing Praises


1882

Oil on canvas. 36 x 62


The humorous situation, masterly depicted types and convincing development of the subject contributed to the success of this painting, which was often repeated and varied by the artist. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 172.



Solomatkin Leonid Ivanovich
1837, Sudzha (Kursk Province)/Ukraine (?)-1883, St Petersburg

Painter. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1855-60) and the Imperial Academy of Arts (1861-66). Contributed to exhibitions (from 1860). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library