Полотно принадлежит к так называемой Туркестанской серии. В те годы современники подчас называли художника "Верещагин-Ташкентский" в отличие от живописцев-однофамильцев. Этнографией Востока художник увлекался не в меньшей степени, чем собственно батальными сценами, и, как правило, захватывал зрителей необычностью сюжетов и их трактовки.
Картина написана, как и большинство полотен, на основе натурных работ, сделанных во время пребывания в Средней Азии, где художник задумал и выполнил целый ряд жанровых композиций. На полотне изображен портал почитаемой мусульманами святыни – мечети Газрет-Ясави (Газрей-Вассави), у дверей которой примостились нищие. Художник стремился передать в своей картине мысль об упадке и вырождении некогда роскошной и грозной феодальной цивилизации, которой он посвятил решенную подобным же образом композицию "Двери Тамерлана" (1872–1873, Третьяковская галерея).
П.Ю.Климов о картине В. В. Верещагина "У дверей мечети".
Семинар по тифлокомментированию «Понимать и Помогать».
13:25 - Тифлокомментарии к картине Верещагина «У дверей мечети»
Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик.
Родился в Череповце Новгородской губернии. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1853-1860), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1858), в Императорской Академии художеств у А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана (1860-1863), занимался в Парижской Академии художеств у Ж. Л. Жерома и А. Бида (1864-1866). В 1884 был избран профессором Академии художеств, но отказался от этого звания, стремясь к независимости от официального направления в искусстве. Много путешествовал - по Кавказу и Дунаю (1863-1865), по Северу России (1887-1888, 1894), был на Кубе и Филиппинах (1901-1902), в Японии (1903). Участник многих боев.
Кавалер Георгиевского креста за Самаркандское сражение (1868). Принимал участие в военных действиях в Туркестане, русско-турецкой войне.Погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время русско-японской войны. Создал большие серии полотен - Туркестанскую (1868-1873), Балканскую (1877-1879), Палестинскую (1884-1885), Индийскую и Гималайскую (1870-1880-е), "1812 год" (1887-1904). За картины на тему испано-американской войны 1898-1899 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира. Ознаменовал своим творчеством целый этап в развитии мировой батальной живописи. Автор многих литературных произведений и воспоминаний.
The canvas refers to the Turkestan Series. At times the contemporaries called the artist “Vereshchagin of Tashkent” during these years to distinguish him from the painters of the same name. Vereshchagin was interested in the ethnography of the East no less than in battle scenes and he as a rule fascinated his viewers by unusual subjects and its treatment.
The canvas as the most of his works was painted on the base of impressions from nature which he got during his travelling to Central Asia. It was there where the artist first conceived and then painted a series of genre compositions. The painting features the portal of the mosque Hazrat Yasawi venerated by Muslims as a sacred place and beggars at its door. The artist tried to represent an idea of decadence of the once magnificent and terrible civilisation to which he also devoted the work “The Doors of Tamerlane” (1872-1873, The Tretyakov Gallery) composed similar to the painting of the Russian Museum.
Painter. Studied at the School of Drawing of the Society for the Encouragement of the Arts (1858-1860), under Alexei Markov and Fyodor Moller at the Imperial Academy of Arts (1860–1863), Atelier de Jean Louis Gérôme and Alexandre Bida, National School of Fine Arts in Paris (1864–1866). Contributed to the exhibitions of the Paris Salon (1866), the Imperial Academy of Arts (1867 and 1873), the Society of Traveling Art Exhibitions (1874 and 1875), the Moscow Society of Lovers of Arts (1881), All-Russian Exhibition in Moscow (1882), International Exhibitions in London (1872) and Vienna (1873). Contributed to over 30 personal exhibitions in Russia and abroad.