Картина экспонировалась на выставке ИАХ 1860. Художник получил за нее малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 338.
Тема бедности и образы бедняков – важнейшие категории демократического искусства шестидесятых годов. Одна из первых работ, посвященных обездоленным и бесправным представителям социальных низов принадлежит кисти В. И. Якоби – это «Светлый праздник нищего» (1860). Картина поразила современников скорбным образом старика в лохмотьях среди жалкой обстановки, однако проскальзывающие в трактовке сцены черты сентиментальности смягчали жестокую правду жизни. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 17.
Согласно В. В. Стасову, произведение Якоби в ряду других знаменует собой начало русского искусства. Известный критик утверждал, что искусство послепетровской России, только пройдя середину XIX века, стало достойно названия русского. Поражение царской России в Крымской войне послужило сигналом к началу общедемократического подъема, приведшего к крестьянской реформе 1861 (работа была написана за год до этого) и захватившего первые послереформенные годы. Русские просветители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев были до конца последовательными врагами крепостничества и всех его порождений. Они твердо верили, что уничтожение крепостного права и упразднение всех его пережитков принесет с собой общее благосостояние. Развитие русской культуры в эпоху просветителей стояло под знаком борьбы ее передовых сил против всех бессмысленных средневековых стеснений человеческой личности. В этой борьбе самое горячее участие приняло молодое поколение русских художников 1860-х годов, к которым принадлежал и В. И. Якоби. Его работа, изображающая сцену в бедной крестьянской избе, посвящена раздумьям о судьбе обездоленного народа. Художник с явным сочувствием относится к крестьянам, но, по мнению отдельных исследователей ХХ века, излишняя подробность деталей в картине отвлекает внимание зрителя от идеи произведения. Тем не менее, современники высоко оценили произведение художника: почти сразу после написания Якоби получил золотую медаль второго достоинства.
Живописец; автор картин на исторические сюжеты, жанрист.
Учился в Казанской гимназии, Казанском университете. Бросил университет и находился в Симбирском ополчении во время Крымской войны (1854–1855). Учился в ИАХ (1856–1861) у А. Т. Маркова. Классный художник 1-й степени (1861). В 1861 году за картину "Привал арестантов" получил большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Через год он отправился в путешествие, побывал во Франции, Италии, Швейцарии и Германии (1862–1868). Академик (1868), профессор (1871). Член-учредитель ТПХВ (1870). Преподавал в ИАХ (1878–1889), руководитель класса исторической живописи (с 1883). Член Совета ИАХ (1878). Комиссар русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже (1878). Член Общества выставок художественных произведений (1876–1890). Совершал почти ежегодные поездки в страны Южной Европы и Северной Африки (с 1880-х). Участник выставок с 1858.
Картина экспонировалась на выставке ИАХ 1860. Художник получил за нее малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 338.
Тема бедности и образы бедняков – важнейшие категории демократического искусства шестидесятых годов. Одна из первых работ, посвященных обездоленным и бесправным представителям социальных низов принадлежит кисти В. И. Якоби – это «Светлый праздник нищего» (1860). Картина поразила современников скорбным образом старика в лохмотьях среди жалкой обстановки, однако проскальзывающие в трактовке сцены черты сентиментальности смягчали жестокую правду жизни. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 17.
Согласно В. В. Стасову, произведение Якоби в ряду других знаменует собой начало русского искусства. Известный критик утверждал, что искусство послепетровской России, только пройдя середину XIX века, стало достойно названия русского. Поражение царской России в Крымской войне послужило сигналом к началу общедемократического подъема, приведшего к крестьянской реформе 1861 (работа была написана за год до этого) и захватившего первые послереформенные годы. Русские просветители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев были до конца последовательными врагами крепостничества и всех его порождений. Они твердо верили, что уничтожение крепостного права и упразднение всех его пережитков принесет с собой общее благосостояние. Развитие русской культуры в эпоху просветителей стояло под знаком борьбы ее передовых сил против всех бессмысленных средневековых стеснений человеческой личности. В этой борьбе самое горячее участие приняло молодое поколение русских художников 1860-х годов, к которым принадлежал и В. И. Якоби. Его работа, изображающая сцену в бедной крестьянской избе, посвящена раздумьям о судьбе обездоленного народа. Художник с явным сочувствием относится к крестьянам, но, по мнению отдельных исследователей ХХ века, излишняя подробность деталей в картине отвлекает внимание зрителя от идеи произведения. Тем не менее, современники высоко оценили произведение художника: почти сразу после написания Якоби получил золотую медаль второго достоинства.
Painter, genre artist, history painter. Studied at the Kazan Grammar School and Kazan University. Left the University to join the Simbirsk Home Guard during the Crimean War (1854-1855). Studied at the Imperial Academy of Arts (1856-1861). Contributed to exhibitions (from 1858). First-class artist (1861), fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany, Switzerland, France and Italy (1862-1868). Academician (1868), professor (1871). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870). Taught at the Imperial Academy of Arts (1878-1889), headed the history painting class (from 1883).