Якоби В. И.

Светлый праздник нищего


1860

Холст, масло. 92 х 76

Пост.: 1928 из ГМФ, Ленинград


Картина экспонировалась на выставке ИАХ 1860. Художник получил за нее малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 338.

Тема бедности и образы бедняков – важнейшие категории демократического искусства шестидесятых годов. Одна из первых работ, посвященных обездоленным и бесправным представителям социальных низов принадлежит кисти В. И. Якоби – это «Светлый праздник нищего» (1860). Картина поразила современников скорбным образом старика в лохмотьях среди жалкой обстановки, однако проскальзывающие в трактовке сцены черты сентиментальности смягчали жестокую правду жизни. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 17.

Согласно В. В. Стасову, произведение Якоби в ряду других знаменует собой начало русского искусства. Известный критик утверждал, что искусство послепетровской России, только пройдя середину XIX века, стало достойно названия русского. Поражение царской России в Крымской войне послужило сигналом к началу общедемократического подъема, приведшего к крестьянской реформе 1861 (работа была написана за год до этого) и захватившего первые послереформенные годы. Русские просветители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев были до конца последовательными врагами крепостничества и всех его порождений. Они твердо верили, что уничтожение крепостного права и упразднение всех его пережитков принесет с собой общее благосостояние. Развитие русской культуры в эпоху просветителей стояло под знаком борьбы ее передовых сил против всех бессмысленных средневековых стеснений человеческой личности. В этой борьбе самое горячее участие приняло молодое поколение русских художников 1860-х годов, к которым принадлежал и В. И. Якоби. Его работа, изображающая сцену в бедной крестьянской избе, посвящена раздумьям о судьбе обездоленного народа. Художник с явным сочувствием относится к крестьянам, но, по мнению отдельных исследователей ХХ века, излишняя подробность деталей в картине отвлекает внимание зрителя от идеи произведения. Тем не менее, современники высоко оценили произведение художника: почти сразу после написания Якоби получил золотую медаль второго достоинства.



Якоби (Якобий) Валерий Иванович
1834, д. Кудряково Лаишевского уезда Казанской губернии – 1902, Ницца

Живописец; автор картин на исторические сюжеты, жанрист.

Учился в Казанской гимназии, Казанском университете. Бросил университет и находился в Симбирском ополчении во время Крымской войны (1854–1855). Учился в ИАХ (1856–1861) у А. Т. Маркова. Классный художник 1-й степени (1861). В 1861 году за картину "Привал арестантов" получил большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Через год он отправился в путешествие, побывал во Франции, Италии, Швейцарии и Германии (1862–1868). Академик (1868), профессор (1871). Член-учредитель ТПХВ (1870). Преподавал в ИАХ (1878–1889), руководитель класса исторической живописи (с 1883). Член Совета ИАХ (1878). Комиссар русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже (1878). Член Общества выставок художественных произведений (1876–1890). Совершал почти ежегодные поездки в страны Южной Европы и Северной Африки (с 1880-х). Участник выставок с 1858.

Jacobi V. I.

Светлый праздник нищего


1860

Oil on canvas. 92 х 76


Картина экспонировалась на выставке ИАХ 1860. Художник получил за нее малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 338.

Тема бедности и образы бедняков – важнейшие категории демократического искусства шестидесятых годов. Одна из первых работ, посвященных обездоленным и бесправным представителям социальных низов принадлежит кисти В. И. Якоби – это «Светлый праздник нищего» (1860). Картина поразила современников скорбным образом старика в лохмотьях среди жалкой обстановки, однако проскальзывающие в трактовке сцены черты сентиментальности смягчали жестокую правду жизни. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 17.

Согласно В. В. Стасову, произведение Якоби в ряду других знаменует собой начало русского искусства. Известный критик утверждал, что искусство послепетровской России, только пройдя середину XIX века, стало достойно названия русского. Поражение царской России в Крымской войне послужило сигналом к началу общедемократического подъема, приведшего к крестьянской реформе 1861 (работа была написана за год до этого) и захватившего первые послереформенные годы. Русские просветители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев были до конца последовательными врагами крепостничества и всех его порождений. Они твердо верили, что уничтожение крепостного права и упразднение всех его пережитков принесет с собой общее благосостояние. Развитие русской культуры в эпоху просветителей стояло под знаком борьбы ее передовых сил против всех бессмысленных средневековых стеснений человеческой личности. В этой борьбе самое горячее участие приняло молодое поколение русских художников 1860-х годов, к которым принадлежал и В. И. Якоби. Его работа, изображающая сцену в бедной крестьянской избе, посвящена раздумьям о судьбе обездоленного народа. Художник с явным сочувствием относится к крестьянам, но, по мнению отдельных исследователей ХХ века, излишняя подробность деталей в картине отвлекает внимание зрителя от идеи произведения. Тем не менее, современники высоко оценили произведение художника: почти сразу после написания Якоби получил золотую медаль второго достоинства.



Jacobi Valery Ivanovich
1834, d. Kondrakova Laishevsky County Kazan province - 1902, Nice

Painter, genre artist, history painter. Studied at the Kazan Grammar School and Kazan University. Left the University to join the Simbirsk Home Guard during the Crimean War (1854-1855). Studied at the Imperial Academy of Arts (1856-1861). Contributed to exhibitions (from 1858). First-class artist (1861), fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany, Switzerland, France and Italy (1862-1868). Academician (1868), professor (1871). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870). Taught at the Imperial Academy of Arts (1878-1889), headed the history painting class (from 1883).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library