Растрелли Б. К.

Анна Иоанновна с арапчонком


1741

Бронза. 223 х 160 х 228; 126 х 68 х 64

Пост.: 1898 из Академии художеств


Анна Иоанновна (28 января / 7 февраля 1693, Измайлово − 17/28 октября 1740, Санкт-Петербург) − российская императрица из династии Романовых, вторая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Федоровны (Салтыковой). Выдана замуж в 1710 за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 4 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократической верхушки − «верховников», но при поддержке дворян забрала всю власть, распустив Верховный тайный совет. Время правления Анны позднее получило название «бироновщина/биронщина» по имени ее фаворита Эрнста Иоганна Бирона, имевшего неограниченную власть. Царствовала с 15/26 февраля 1730 по 17/28 октября 1740.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 110.

Это уникальное произведение русской монументальной пластики создавалось с 1732 по 1741 годы. Выполненная в натуральную величину группа предназначалась для постановки перед новым (Третьим) Зимним дворцом. Однако кончина Анны Иоанновны в 1740 и восшествие на русский престол императрицы Елизаветы Петровны помешали осуществлению этого замысла. "Анна Иоанновна с арапчонком" — редчайший образец коронационного парадного портрета в скульптуре. Величавость внешнего облика императрицы не скрывает мастерски переданной личностной характеристики, благодаря которой работа Растрелли стала своего рода символом тяжелого и деспотичного времени, вошедшего в историю России как эпоха «бироновщины». (Е. Шул.)

Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 200.

Растрелли Бартоломео Карло
1675, Флоренция – 1744, Санкт-Петербург

Выдающийся скульптор и литейщик, итальянец по происхождению.

В 1716 вызван Петром I в Петербург для литья пушек и исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы. В Россию приехал вместе с сыном Франческо Бартоломео — будущим архитектором. Первые скульптурные произведения, исполненные Растрелли, — бронзовые фигуры на мотивы басней Эзопа. Они были расставлены на левом берегу Невы и впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому. Они не сохранились, как и отлитый по приказанию Петра I бронзовый бюст «первого русского солдата» С. Л. Бухвостова, и свинцовые статуи, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов. Работал преимущественно в области монументальной и портретной скульптуры. Характерные для барокко торжественная парадность и декоративная пышность сочетаются в произведениях Растрелли с правдивостью и выразительностью образов. Скульптор создал ряд изображений Петра I: его бюст и конный монумент, установленный Павлом I перед Михайловским замком, в которых император представлен грозным монархом и полководцем-триумфатором, и восковую персону (из дерева и раскрашенного воска). Непревзойденной по филигранной технике исполнения остается его монументальная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, ГРМ).

Rastrelli B.C.

Anna Ioannovna with a Little Negro Boy


1741

Bronze.


This is a unique work of the monumental Russian Sculpture, which was created from 1732 to 1741. The life-size group was intended to be staged in front of the new (Third) Winter Palace. However, the death of Anna Ioannovna in 1740 and the ascension of Empress Elizabeth to the Russian throne prevented the realisation of this project.

"Anna Ioannovna with a Little Negro Boy" is a rare example of a ceremonial portrait in sculpture. The greatness of the appearance of the Empress does not hide the masterfully transferred personal characteristics, thanks to which the work of Rastrelli became a kind of symbol of a hard and despotic time, which went down in the history of Russia as the Age of Biron.

Empress Anna I Ioannovna (1693–1740) was the daughter of Tsar Ivan V Aleveyevich, and the niece of Peter the Great. She was married to the Duke of Courland in 1710. She was invited to take the throne of Russia by the Supreme Privy Council, which was formed of members of the senior aristocracy; their stipulation was that they should retain full power. Anna was Empress from 1730. After enlisting the support of the Guards she tore up the conditions that had been forced on her and became absolute ruler. Her domestic and foreign policies can be seen as a continuation of Peter the Great’s policies, and the capital was moved back to St Petersburg. The Office for Secret Investigation was set up in 1730, and it soon gained exceptional power and sowed fear among the population. Anna’s closest entourage was made up of foreigners, and in historiography her favourite, Ernst Johann von Biron, Duke of Courland, became a symbol of German domination. She has gone down in history as someone who loved “amusing incidents” and crude entertainments. Despite external piety she was noted for her brutal disposition.

Rastrelli Bartolomeo Carlo
1675, Florence - 1744, St.Petersburg

A distinguished sculptor and figure-caster, of Italian origins. Count. In 1716 was summoned to Saint Petersburg by Peter the Great for cannon casting and performing arts for the new Russian capital decoration. Came to Russia with his son Francesco Bartolomeo – the future architect. The first sculptural works performed by Rastrelli were the bronze figures on the motives of Aesop’s fables. They were arranged on the left bank of Neva and later presented to counts Osterman and Betsky by Catherine II. They were not preserved, and neither were the bronze bust of the “First Russian Soldier” S. L. Bukhvostov, cast at Peter I’s commission, or lead statues that decorated alleys and fountains of the Summer and Peterhof gardens. Worked mostly in the field of monumental and portrait sculpture. Solemn pageantry and decorative splendour characteristic for Baroque combine in Rastrelli’s works with truthfulness and expressiveness of the images. The sculptor created a number of depictions of Peter I: his bust, an equestrian monument which Paul I had mounted in front of St. Michael’s Castle, — in those works the emperor is featured as a strict monarch and a triumphant commander, and a wax figure (of wood and dyed wax). Unsurpassable by its intricate performance technique is his monumental statuary “Anna Ioannovna with an Arab Boy” (1741).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library