Боровиковский В. Л.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (С обелиском „Румянцева победам“ на фоне)


Конец 1800-х — начало 1810-х

Холст, масло. 99 х 68

Пост. в 1908 в дар от великой княгини Елизаветы Федоровны (Москва); ранее - в собр. великого князя Сергея Александровича (Москва); ранее (с 1899 (1900?) - у апраксинодворского торговца Кузнецова (Санкт-Петербург); ранее (с 1844) - у князя М. С. Воронцова (Санкт-Петербург); ранее (в 1837) - у князя А. Н. Голицына (Санкт-Петербург); ранее (с 1826) - у графа С. П. Румянцева (Санкт-Петербург); ранее (в начале XIX в.) - у графа Н. П. Румянцева (Санкт-Петербург)


Новое понимание задач портретного жанра, отличающее Боровиковского от предшественников, знаменует «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» – первый пример камерного толкования образа государыни. Художник представил Екатерину Великую «по-домашнему», в салопе и чепце. Немолодая барыня, «казанская помещица», как любила называть себя императрица, неспешно прогуливается по аллеям Царскосельского парка, опираясь на трость. Рядом с ней – преданная собачка, английская левретка.

Из мемуаров князя Александра Голицына известно, что Екатерина не позировала художнику. Он мог видеть ее во время прогулок и на выходах во дворце. Но этого оказалось недостаточно. Поэтому лицо императрицы лишено индивидуальных черт и мало похоже на ее канонические изображения. Для портрета художнику в платье императрицы позировала ее любимая комнатная прислуга (камерфрау) Марья Перекусихина. Портрет не понравился государыне, но тем не менее получил широкое распространение в повторениях и копиях. Екатерина Великая в стране и мире. СПб, 2017. С. 35. Первоначальный вариант (с Чесменской колонной на фоне) 1794 – в ГТГ. Портрет гравирован Н. И. Уткиным (1827).

Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768–1774; 1787–1792) и Швецией (1788–1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 229.

Боровиковский Владимир Лукич
1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург

Живописец-портретист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1795), советник Академии (с 1802). Родился в Миргороде Полтавской губернии в семье казака. Учился у отца и дяди, занимавшихся иконописью. С 1788 жил в Петербурге, где совершенствовался под руководством Д. Г. Левицкого. С 1792 занимался у австрийского художника И. Б. Лампи, который впоследствии передал ему свою мастерскую. Был знаком с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени: поэтом Г. Р. Державиным, писателем В. В. Капнистом, архитектором Н. А. Львовым. Автор многочисленных парадных портретов, а также камерных изображений современников, запечатленных им в непринужденной домашней обстановке или в естественном окружении. Известен как мастер миниатюрной живописи. Создал ряд икон для Казанского собора.

Borovikovsky V. L.

Catherine II Promenading in the Tsarskoye Selo Park (With the Obelisk to Count Pyotr Rumyantsev's Victories in the Background)


Late 1800s — early 1810s

Oil on canvas. 99 х 68


Empress Catherine II (the Great; 1729–1796), née Sophie Friederike Auguste von Anhalt-Zerbst-Dornburg, was born in the Prussian city of Stettin. In 1744, she arrived in Russia as the bride of Grand Duke Peter Feodorovich, the future Emperor Peter III. That same year, she converted to Russian Orthodoxy and took the name Catherine Alexeyevna. She married Peter Feodorovich in August 1745. In 1754 she gave birth to an heir, the future Emperor Paul I. The relationship with her husband did not work out, and he planned to have her sent to a convent. In the summer of 1762 she led a conspiracy of Peter’s guards and overthrew him, becoming Empress. In the first years of her reign she adhered to a policy of “enlightened absolutism”, but after the peasant rebellion led by Emelyan Pugachev (1773–1775) and the French Revolution (1789), she was forced to toughen her regime. She led victorious campaigns against Turkey (1768–1774; 1787–1792) and Sweden (1788–1790). During her reign, the Crimea (1783), the Northern Baltic Sea, the Baltic states, the eastern part of Poland, and the Aleutian Islands became part of Russia. Russian settlements were established in Alaska, and Eastern Georgia was taken under the protection of Russia. Russia’s prestige in Europe increased greatly.

Borovikovsky did not have the possibility to paint a portrait from life, and when he painted Empress Catherine II, it was the lady in waiting of the Empress, Maria Perekusikhina, who posed. The first version of this portrait (with the Chesme Column in the background) was made in 1794 and is displayed at the Tretyakov Gallery. This portrait was then engraved by Nikolai Utkin in 1827.

Borovikovsky Vladimir Lukich
1757, Mirgorod - 1825, St Petersburg

Painter, draughtsman, miniaturist, icon painter, portraitist. Born into a family of  low rank Cossacks. Studied painting under his father, the icon painter Luke Borovik, in Mirgorod. Listed "above the specified number" in the Mirgorod regiment where his father and relatives served (1774). Awarded the rank of  "comrade of  the colours" (1783), resigned with the rank of lieutenant. Moved to St Petersburg (1788) and studied under Dmitry Levitsky and Johann Baptiste I Lampi. Nominated to the Imperial Academy of  Arts (1794), academician of portrait painting (1795). Councillor of  the Imperial Academy of Arts (1802). Contributed to the iconostasis of the Kazan Cathedralin St Petersburg (1804). Mason and member of Ekaterina Tatarinova''s  mystical sect. 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library