Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой


1772

Холст, масло. 161 х 103

Пост. в 1917 из Петергофского дворца


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Ржевская Феодосия Степановна (1760-1795) - дочь генерал-поручика С. М. Ржевского и Софии Николаевны (урожд. баронессы Строгановой). Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II, вышла замуж за князя М. Н. Голицына, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора.

Давыдова Настасья Михайловна (1764? -?) - княжна. Происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор М. М. Давыдов, в 1780-х был губернатором в Тамбове. Возможно, к ней относятся упоминания о некой княжне Давыдовой, участвовавшей в 1780-х в спектаклях тамбовского любительского театра.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей

Левицкий Дмитрий Григорьевич
1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург

Живописец-портретист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.

Сведения о реставрации

Романова Н. Е. (2010)

Состояние сохранности до реставрации:

К моменту поступления в реставрацию техническое состояние портрета расценивалось как угрожающее.  Переводной холст сильно «перегорел», стал слабым и хрупким. Он не мог удерживать на себе изломанный кракелюром толстый слой переводного масляного грунта. В результате этого появилась не только жесткая деформация холста по кракелюру, но и «сломы» холста по деформациям, грозящие повреждением нитей и в дальнейшем - разрывами основы. Наблюдались участки отслоения переводного грунта от холста.  Сильно выраженный кракелюр с приподнятыми краями и участками отслоений по краям на лицевой стороне мешал визуальному восприятию живописи и создавал угрозу осыпей. Поздние потемневшие слои лаков, скрывали живопись. Многочисленные поздние многослойные записи искажали и без того измененный колорит. 

Комплекс проведенных мероприятий:

Общее укрепление с лицевой и тыльной сторон позволило не только устранить деформации и уложить в плоскость изломы и кракелюр, но и восстановить связь переводного грунта и холста. С целью усиления основы картина была сдублирована на новый холст.

Уже пробные расчистки показали, насколько изменяют цветовое восприятие портрета толстые слои пожелтевшего лака. Много вопросов вызвал участок обширной записи вдоль верхнего края. Однако после проведенных исследований стало ясно, что эта надставка -  часть авторского холста, которая ранее была загнута на подрамник. Живопись на этом участке имеет очень сильные повреждения, значительные утраты и отличается от основного фона, что и вызвало появление сплошной записи.

После удаления желтых слоев лака и записей картина приобрела тот холодный колорит, который и был задуман автором. Участки утрат красочного слоя затонированы, что восстановило целостность фона. Лаконичный по количеству деталей одежды и интерьера портрет стал смотреться наполненным и изящным.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 84.

Portrait of Fedosia Rzhevskaya and Nastasia Davydova


1772

Oil on canvas. 161 х 103


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Ржевская Феодосия Степановна (1760-1795) - дочь генерал-поручика С. М. Ржевского и Софии Николаевны (урожд. баронессы Строгановой). Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II, вышла замуж за князя М. Н. Голицына, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора.

Давыдова Настасья Михайловна (1764? -?) - княжна. Происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор М. М. Давыдов, в 1780-х был губернатором в Тамбове. Возможно, к ней относятся упоминания о некой княжне Давыдовой, участвовавшей в 1780-х в спектаклях тамбовского любительского театра.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей

Levitsky Dmitry Grigoryevich
1735, Kiev - 1822, St Petersburg

Leading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library