Неизвестный художник

Летний дворец со стороны Летнего сада в Петербурге


Год создания: Третья четверть XVIII века

Размер: 72 х 117

Техника: Холст, масло


К середине XVIII века относится появление в русском искусстве произведений пейзажной живописи. Возникновение нового жанра, подобно портрету, наиболее связанному с натурой, было во многом обусловлено развитием русского градостроительства. Им объясняется абсолютное преобладание в эту пору именно городского пейзажа, и, в первую очередь, изображений новой столицы. Большую роль в объективно верной и образно впечатляющей фиксации видов Петербурга сыграли рисунки М. И. Махаева, исполненные им в основном в течение 1748‑1751 годов. Рисунки были гравированы и уже в таком виде послужили образцом для живописных полотен. К числу их принадлежит и «Проспект Летнего дома», исполненный по гравюре на меди А. Грекова. Автор «Проспекта» — искусный живописец, имя которого, к сожалению, остается неизвестным. О свободном владении кистью можно судить по виртуозности, с которой художник передает детали архитектурного декора или позы и одежды людей, запечатленных на картине.

«Проспект Летнего дома» интересен еще и тем, что является единственным «документом» (в совокупности с рисунком М. Махаева и гравюрой), сохранившим для нас изображение великолепного дворца, построенного архитектором Ф.-Б. Растрелли в 1741—1744 годах для императрицы Елизаветы. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём: «Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены». Деревянный дворец стоял обращенный северной стороной к Летнему саду, от которого был отделен рекой Мойкой, впадающей здесь в Фонтанку. Перед дворцом разбит партерный сад, вдоль балюстрад расставлены лавры и тисы. Справа на картине видна Рождественская церковь с колокольней. Ее заменил в начале XIX века Казанский собор — творение А. Н. Воронихина.

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля — начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями.

20 сентября 1754 в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает. Сначала его отводят под жительство Г. Орлову, затем Г. Потёмкину. В феврале 1796 «за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской резиденции — Михайловского замка.

Неизвестный художник

Unknown painter

The Summer Palace of Elizabeth Petrovna from the Summer Palace in St.Petersburg


Creation: Third quarter of XVIII century

Size: 72 х 117

Technique: Oil on canvas


The Summer Palace has not been preserved to nowadays. It was built by Francesco Bartolomeo Rastrelli in 1741-1744 at the site where St Michael’s Castle (Engineers Castle) is located at present.

In the beginning of 1740s Francesco Bartolomeo Rastrelli launched the building of the Summer Palace in the Third Summer Garden for tzarina Anna Leopoldovna. However, while the building was being constructed, a palace coup happened and it was Elizabeth Petrovna who became the owner of the palace. There were more than 160 suites including a church, hall and galleries. All the rooms were decorated by the mirrors and sculpture. The decorative park with the enormous complicated maze, bosquets, gazebos and two trapezium ponds was laid out in the surrounding area.   

 

Elizabeth Petrovna liked the Summer Palace very much. In the end of April or beginning of May (as the weather allowed) the official move of the Empress from the winter residence took place. It was accompanied by the magnificent ceremony with the participation of the court, orchestra, Guards regiments and gun salute. When the tsarina returned to the Winter Palace in the late September the same ceremonies occurred.

The future Emperor Paul I was born in the palace on 20 September 1754. In the throne room Catherine II received the greetings from the foreign ambassadors on occasions of the accession to the throne. However, as time went by, Elizabeth Petrovna started to prefer the other summer residences and the Tsarskoe Selo especially. The building had been dilapidated with time. First, it was given to Grigory Orlov and then Grigory Potemkin. In February 1796 the Palace of Elizabeth Petrovna because of being dilapidated was demolished and one started constructing the new imperial residence.

Unknown painter


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library