Матвеев Андрей Матвеевич

Автопортрет с женой


Год создания: 1729 (?). Не ранее 1728 (?)

Размер: 75,5 x 90,5

Техника: Холст, масло


Матвеев Андрей (1702, (?) – 1739). Живописец, портретист, иконописец, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций. В 1716 по указу Петра I был послан для обучения живописи в Голландию. С сентября 1717 по сентябрь 1723 учился в Амстердаме у А. Боонена, с декабря 1723 по май (?) 1727 – в антверпенской АХ у (?) Спервера. В августе 1727 вернулся в Петербург и был принят в штат Канцелярии от строений. В 1731 получил звание мастера и возглавил живописную команду Канцелярии от строений. Участвовал в росписи Петропавловского собора, царских резиденций в Петербурге, писал образа для церкви Симеона и Анны.

Матвеева Ирина Степановна (1712/14–1740-е). Дочь кузнечного мастера С. Антропова. С 1729 (или 1728) замужем за художником А. Матвеевым. Вторым браком – за купцом В. И. Тургеневым.

Вернувшись из Голландии, где молодой художник проходил обучение в 1719—1727 годах, Андрей Матвеев женился на дочери кузнечного мастера Канцелярии от строений Ирине Степановне Антроповой. Она приходилась двоюродной сестрой А. П. Антропову, впоследствии известному живописцу. Художник на портрете правой рукой обнимает свою юную супругу, а левой поддерживает ее за руку, как бы выдвигая на первый план и приближая к зрителю. Позы и движения обоих лишены жеманства, они спокойны, естественны, полны достоинства и грации. Вся атмосфера портрета напоена глубоким лиризмом, неожиданным для эпохи. Созданные Матвеевым образы говорят об интересе к человеку, к его личным качествам. Матвеев создает свой тип лирического портрета, сосредоточивая внимание на эмоциональном содержании образа. В истории русского искусства произведение Матвеева явилось первым автопортретом. Он находился в семье художника, затем принадлежал его сыну В. А. Матвееву и в 1808 году был передан последним в дар Академии художеств. На обороте портрета имеется воспроизведенная при дублировании холста надпись: «Матвеевъ, Андрей, первый Русскiй живописецъ и его супруга. Писалъ самъ художникъ».

Матвеев Андрей Матвеевич
1702, ? – 1739, Санкт-Петербург
Array

Живописец, портретист, иконописец, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций. 

Один из основоположников русской светской живописи и один из основателей портретного жанра в русской живописи. О его происхождении известно лишь то, что родился он в семье разночинцев. В 1716 по указу Петра I был послан для обучения живописи в Голландию. С сентября 1717 по сентябрь 1723 учился в Амстердаме у А. Боонена, а также у известного портретиста Арнольда Схалкена в его амстердамской мастерской, а с декабря 1723 по май (?) 1727 – в Антверпенской Академии художеств у Спервера (?). От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет. В августе 1727 вернулся в Петербург и был принят в штат Канцелярии от строений. В 1731 получил звание мастера и возглавил живописную команду Канцелярии от строений. Участвовал в росписи Петропавловского собора, царских резиденций в Петербурге, писал образа для церкви святых Симеона и Анны. Его наследие сегодня составляют иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, реставрация монументально-декоративных произведений и др. В собрании Русского музея среди прочих работ Матвеева хранится картина «Аллегория живописи», 1725, написанная на смерть Петра I для Екатерины I.

Matveyev Andrei Matveyevich

Self-Portrait with Wife


Creation: 1729 (?). After 1727 (?)

Size: 75,5 x 90,5

Technique: Oil on canvas


Andrei Matveyev (1702, (?) – 1739, St Petersburg). Painter, portrait artist, and icon painter, who created allegorical, and decorative and monumental compositions. In 1716, at the request of Peter the Great, he was then sent to study painting in Holland. From September 1717 to September 1723, he studied under Arnold Boonen in Amsterdam, and from December 1723 to May (?) 1727 – in the Antwerp Academy of Fine Arts under (?) Sperwer. In August 1727, he came back to Petersburg and began his work in the Chancellery of Construction. In 1731, Matveyev attained the rank of Master and became the head of the Painting Brigade of the Chancellery of Construction. He participated in creating murals for the Peter and Paul Cathedral, as well as tsarist residences in Petersburg, he also painted icons for the Church of The Holy Righteous Simeon and Anna The Prophetess.

Irina Matveyeva (1712/14–1740s). Daughter of the blacksmith Stepan Antropov. In 1729 (or 1728) she married the artist Andrey Matveyev. She later entered into a second marriage with the merchant Turgenev.

The portrait is thought to have been painted in 1729, the year the artist got married. Some researchers believed that the woman depicted is much older than the artist’s wife (who was only 16 years old when the portrait was painted), and that the people depicted are Princess Anna Leopoldovna and her husband Duke Anthony Ulrich of Brunswick. Modern technical analysis established that the woman’s face was “aged” by alterations introduced after the work was completed.

Matveyev Andrei Matveyevich
1702, ? – 1739, Санкт-Петербург
Array

Живописец, портретист, иконописец, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций. 

Один из основоположников русской светской живописи и один из основателей портретного жанра в русской живописи. О его происхождении известно лишь то, что родился он в семье разночинцев. В 1716 по указу Петра I был послан для обучения живописи в Голландию. С сентября 1717 по сентябрь 1723 учился в Амстердаме у А. Боонена, а также у известного портретиста Арнольда Схалкена в его амстердамской мастерской, а с декабря 1723 по май (?) 1727 – в Антверпенской Академии художеств у Спервера (?). От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет. В августе 1727 вернулся в Петербург и был принят в штат Канцелярии от строений. В 1731 получил звание мастера и возглавил живописную команду Канцелярии от строений. Участвовал в росписи Петропавловского собора, царских резиденций в Петербурге, писал образа для церкви святых Симеона и Анны. Его наследие сегодня составляют иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, реставрация монументально-декоративных произведений и др. В собрании Русского музея среди прочих работ Матвеева хранится картина «Аллегория живописи», 1725, написанная на смерть Петра I для Екатерины I.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library