В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Молчанова Екатерина Ивановна (1758-1809). Дочь коллежского советника И. Я. Молчанова, воспитанница супруги обер-егермейстера М. Я. Нарышкиной, которая определила ее в Смольный институт (1764). В 1776 окончила курс с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. С 1776 фрейлина великой княгини Марии Федоровны, в конце 1770-х – Екатерины II. С 1780 замужем за С. А. Олсуфьевым, впоследствии генерал-майором.
Изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе – антлия – вакуумный насос, использовавшийся как пособие при обучении Смолянок.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.
Сведения о реставрации
Реставрация до поступления в РМ
Реставрация, перевод на новый холст, А.Сидоров, Эрмитаж (1889)
Состояние сохранности до реставрации:
Портрет Е.И. Молчановой был вторым из серии «Смолянок», поступившим в реставрацию. В 1880-х годах он, как и остальные шесть портретов серии, подвергся процедуре перевода на новый холст в реставрационной мастерской Эрмитажа. После чего из-за хранения в неотапливаемых помещениях неоднократно реставрировался. В результате живописная поверхность была очень сильно переписана, лаковое покрытие потемнело, отдельные записи смотрелись грубо и диссонировали с автором. Авторская живопись была поражена «масляной болезнью», из-за которой верхние слои живописи, растрескиваясь при высыхании, сжимаются и образуют широкие разрывы. В эти разрывы просвечивает нижележащий слой живописи или грунта, привнося свой цвет и изменяя тональность в верхнем слое. В процессе бытования «масляные разрывы» неоднократно закрашивались, что в конечном счете привело к поздней переписке целых фрагментов. Также имелись отдельные утраты красочного слоя, которые были затонированы, но очень сильно изменились в цвете дойдя до нашего времени. Портрет нуждался в исследованиях, консервации, расчистке от темных лаков и в удалении многослойных изменившихся записей.
Комплекс проведенных мероприятий:
Проведенные исследования показали, что на данном портрете были применены те же реставрационные приемы, что и на портрете Г.И. Алымовой. Кроме того, был обнаружен воск в некоторых пробах с изображения платья. Из-за поражения плесенью участки с воском сильно потемнели и позднее неоднократно записывались.
Прежде всего был выполнен комплекс консервационных мероприятий, в результате которого живопись была укреплена, обветшавшие кромки переводного холста по периметру были дублированы. После проведения регенерации живописного слоя были выполнены послойные расчистки от старых лаков и лежащих в слоях записей. В процессе расчистки деталей интерьера было сделано небольшое открытие. На столике, справа от фигуры Е.И. Молчановой, автор изобразил прибор для лабораторных опытов, покрытый стеклянным колпаком. Центральная часть прибора находилась под плотной записью. После расчистки на живописи открылись «масляные разрывы», через которые просматривался охристо-желтоватый красочный слой. Изучение этого участка и сам характер живописи позволили предположить, что автор сам записал мелкие детали внутри прибора, а «масляные разрывы» частично раскрыли авторскую переписку.
После реставрации в результате расчистки живопись приобрела четкое пространственное построение и подчиненное этому цветовое решение. Удаление темных слоев лаков подчеркнуло выразительность теплых и холодных тонов, усиливающих объёмы и глубину интерьера.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 80.
In the seventies of the 18th century Catherine II commissioned Levitsky to paint a series of "Smolyanki" that consisted of seven portraits of the pupils of the Smolny Institute for Noble Maidens – privileged educational establishment, opened in St. Petersburg in 1764 by decree of the Empress. Daughters of the nobles were preparing there for the Royal Court service and secular life. Talents that were "pleasant in society" were developed in girls. They were taught French and German languages, the elegant manners, as well as singing, dancing, playing musical instruments. The performances were often held in the Smolny Institute. Smolyanki acted out French comedies and also performed in ballet.
Molchanova Ekaterina Ivanovna (1758–1809) – daughter of collegiate counselor I.Y. Molchanov, ward of M.J. Naryshkina ,the wife of the “ober-egermejster” (court rank of class II in the Table of Ranks in Russia, headed imperial hunting). M.J. Naryshkina helped her to enter the Smolny Institute (1764). In 1776 Molchanova Ekaterina Ivanovna graduated from the course with a gold medal and the insignia (cipher) of Catherine II designed as a brooch in the shape of the Empress initial. Since 1776 she was the maid of honor of the Grand Duchess Maria Feodorovna, in late 1770 – the maid of honor of Catherine II. Since 1780 she was married to S.A. Olsufyev who later became a Major-General.
Molchanova Ekaterina Ivanovna is depicted in the a white silk dress that was obligatory for the older pupils (fourth grade) of the Educational Society for Noble Maidens. Right on the table there is an antle – the vacuum pump used as a guide for teaching of students of Smolny Institute (“smolyanki”).
Leading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).