Портрет А. П. Левшиной


1775

Холст, масло. 213 х 140,5

Пост. в 1917 из Петергофского дворца


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Левшина Александра Петровна (1757-1782), в замужестве княгиня Черкасская. Дочь премьер-майора П. И. Левшина и Татьяны Ивановны (урожд. княгини Кольцовой-Масальской). С 1764 по 1776 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. С 1778 фрейлина императрицы. С 1780 замужем за капитаном лейб-гвардии Измайловского полка князем П. А. Черкасским. Умерла в Москве.
Изображена в костюме, в котором танцевала в одном из балетов, поставленных на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц. Копия (погрудно) - Одесский художественный музей.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей

Левицкий Дмитрий Григорьевич
1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург

Живописец-портретист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.

Сведения о реставрации

Клёнова О. Ю. (2010)

Состояние сохранности до реставрации:

При проведении лабораторных исследований было установлено, что, создавая портрет А.П. Левшиной Левицкий применил новаторский прием, добавив в масляное связующее красочного слоя воск. В результате чего художнику удалось передать уникальные живописные эффекты – переливы шелка, воздушную легкость складок, материальность антуража.  Однако именно воск способствовал сильнейшему заражению портрета колониями плесени в период его нахождения в неотапливаемых помещениях Большого Петергофского дворца в начале 20 века. Плесень очень сильно «разъела» живопись, истончив слои и изменив их цвет. Кроме того, вся поверхность красочного слоя была поражена кракелюром раннего высыхания, так называемыми масляными разрывами. В некоторых местах ширина масляных разрывов доходила до 5 мм. В результате по этим и другим причинам портрет позднее оказался практически тотально прописан разновременными реставрационными поновлениями, требовал расчистки авторской живописи.

Комплекс проведенных мероприятий:

Прежде всего была проведена консервация красочного слоя и грунта – живопись укреплена по всей поверхности. По периметру с тыльной стороны были подведены дублировочные кромки, благодаря которым картине корреспондировано необходимое натяжение на подрамнике. После удаления всех поздних записей и старых темно-желтых слоев лаков, раскрылось оригинальное авторское изображение: из образа Левшиной исчезли жесткость и мрачность черт лица, интерьер получил глубину, плоскость пола приобрела перспективное построение. В заключении были выполнены тонкие тонировки, скрывшие утраты живописи и разъеды плесени, картина приобрела цельность, глубину, перспективу. Авторское звучание и великолепие возвращено изображению костюма девушки, где в полной мере продемонстрированы новаторские приемы Левицкого.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 86.

Portrait of Alexandra Levshina


1775

Oil on canvas. 213 х 140,5


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Левшина Александра Петровна (1757-1782), в замужестве княгиня Черкасская. Дочь премьер-майора П. И. Левшина и Татьяны Ивановны (урожд. княгини Кольцовой-Масальской). С 1764 по 1776 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. С 1778 фрейлина императрицы. С 1780 замужем за капитаном лейб-гвардии Измайловского полка князем П. А. Черкасским. Умерла в Москве.
Изображена в костюме, в котором танцевала в одном из балетов, поставленных на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц. Копия (погрудно) - Одесский художественный музей.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей

Levitsky Dmitry Grigoryevich
1735, Kiev - 1822, St Petersburg

Leading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library